Книги
Data: 08.01.2012 09:22 |
Автор: Administrator
Пауль Боймер – главный герой романа, девятнадцатилетний школьник из провинциальной, бедной, добропорядочной семьи идет на войну с одноклассниками.
Источник: роман "На западном фронте без перемен"
Автор: Эрих Мария Ремарк
Вид: персонажи романов Ремарка
Иллюзий лишает армейская муштра, дальше на передовой открывается страшная правда о войне. В форме дневника ведется повествование, где воспоминания о мирной жизни чередуются с тяжелыми раздумьями о зле мира, сгустившемся в войне. Средой обитания становятся окопы, брустверы с гниющими мертвецами, массовыми убийствами, вшами, грязью.
Цинизм войны шокирует юношу, но он закаляется душой. Он сохраняет доброту, целомудрие и чистоту, даже по отношению к девице легкого поведения. Он сочувствует и готов помочь изголодавшимся оборванным русским военнопленным, видя в них «лишь боль живой плоти, ужасающую беспросветность жизни и безжалостную жестокость людей».
Трагична сцена романа, когда Боймлер Пауль заклинает умирающего от его руки француза: «Возьми от меня двадцать лет жизни, товарищ, и встань!..». Он клянется помогать его семье всю жизнь, но был убит в октябре 1918 г., в дни затишья.
Цитаты
Они всё ещё писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они всё ещё твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее. От этого никто из нас не стал ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом (они ведь так легко бросались этими словами): мы любили родину не меньше, чем они, и ни разу не дрогнули, идя в атаку; но теперь мы кое-что поняли, мы словно вдруг прозрели. И мы увидели, что от их мира ничего не осталось.
...Над нами тяготеет проклятие — культ фактов. Мы различаем вещи, как торгаши, и понимаем необходимость, как мясники. Мы перестали быть беспечными, мы стали ужасающе равнодушными. Допустим, что мы останемся в живых; но будем ли мы жить?
Мы беспомощны, как покинутые дети, и многоопытны, как старики, мы стали чёрствыми, и жалкими, и поверхностными, — мне кажется, что нам уже не возродиться.
Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении, покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всем мире, это переживает все наше поколение. Что скажут наши отцы, если мы когда-нибудь поднимемся из могил и предстанем перед ними и потребуем отчета? Чего им ждать от нас, если мы доживем до того дня, когда не будет войны? Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни.
...всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится.
Кат рассказывает один из анекдотов, обошедших весь фронт от Вогезов до Фландрии, - анекдот о военном враче, который читает на комиссии фамилии по списку и, не глядя на подошедшего, говорит: "Годен. На фронте нужны солдаты". К нему подходит солдат на деревяшке, врач опять говорит: "Годен". - И тогда, - Кат возвышает голос, - солдат и говорит ему: "У меня уже есть деревянная нога, но если вы меня пошлете на фронт и мне оторвут голову, я закажу себе деревянную голову и стану врачом". Мы все глубоко удовлетворены этим ответом.