Фильмы
Data: 21.06.2011 04:55 |
Автор: Administrator
"Два бойца" стали первым фильмом, утверждавшим в общем-то простую
истину: на войне не только сражаются, на войне - живут... Ленинградский
фронт, где война приняла "оседлый", окопный характер и где паузы между
боями стали постепенно растягиваться, представлял особую возможность
внимательно присмотреться к своим героям в обыденной обстановке
блиндажей и землянок, прислушаться к их простым разговорам и шуткам в
период затишья, да просто заглянуть им в глаза.
Источник: фильм "Два бойца" (1943)
Автор: Е. Габрилович, Л. Луков
Роль исполнили: Марк Бернес и Борис Андреев
Вид: персонажи фильмов про Великую отечественную войну
Смотреть: Аркадий поет "Шаланды полные кефали" , Аркадий поет "Темная ночь"
Фильм поведал о дружбе двух бойцов-пулеметчиков, столь непохожих и
внешне, и по своему темпераменту: добродушном, неторопливом,
основательном богатыре - "Саше с Уралмаша" и темпераментном шутнике и
балагуре - одессите Аркаше Дзюбине.
Борис Андреев был утвержден на роль Саши Свинцова сразу, потому что
Леонид Луков хорошо его знал, снимал его еще до войны в 1939 году, в
своем фильме "Большая жизнь". А вот на роль Дзюбина режиссер долго не
мог подобрать исполнителя. У Лукова был соблазн взять на эту роль
кого-нибудь из популярных актеров, того же Николая Крючкова или Петра
Алейникова. Однако он справедливо опасался, что свойства наработанных
ими прежде образов нечаянно перенесутся и на Дзюбина. Нужен был
исполнитель еще недостаточно известный, чтобы взрастить в фильме
оригинальный и свежий характер, предложенный в сценарии. Предпочтение
было отдано Марку Бернесу.
Немало пришлось потрудиться авторам фильма, чтобы создать хоть
сколько-нибудь достоверную и выразительную атмосферу действия,
запечатлеть особый вид "окопной войны". Медленная панорама по пригородам
Ленинграда. Дворцовый парк, скульптура на изгибе реки... Оператору
Александру Гинцбургу пришлось, пожалуй, решать самую сложную задачу:
различными техническими приспособлениями и средствами бороться с ярким
ташкентским солнцем, чтобы хоть в какой-то мере воссоздать особый
колорит окрестностей Ленинграда.
Маскировочные сетки над окопами, недалекие взрывы снарядов, комья
земли, обрушивающиеся на сетки, командир у бруствера, наблюдающий за
обстановкой боя, - все это лишено внешней натужной патетики, создает
задуманное авторами впечатление повседневности происходящего.
Следующий эпизод переносит нас в блиндаж. Дзюбин рассказывает бойцам о
том, как его друг Свинцов, где-то раздобывший огромный трофейный
маузер, так напугал своей стрельбой немцев, что они начали
артподготовку... Дружный смех в ответ на шутку. О войне никто не
говорит. Почтальон приносит письма. Затихшие солдаты мысленно уносятся в
своих воспоминаниях куда-то далеко, к родным... В это время Аркадий
берет в руки гитару и звучит песня "Темная ночь"...
Долгие крупные планы солдат. Неподвижных, отрешенных. "Ты меня ждешь и
у детской кроватки не спишь..." Камера, медленно приближая лица
слушающих, как бы включает и зрителей фильма в поток реально текущего
времени. Время исполнения песни сливается с временем ее экранного
переживания. Все просто и точно. Метод пристального кинонаблюдения и
рождает совершенно удивительный "эффект присутствия", получивший
впоследствии развитие в телесериалах. Песня же "Темная ночь" о вере,
любви и надежде стала воплощением смысла фильма, одной из вершин
песенного творчества композитора Никиты Богословского.
Любопытно, что фильм так и не получил у историков кино четкого жанрового определения.
Скорее всего, его можно назвать балладой о солдатской дружбе, пронизанной лиро-эпическими интонациями.
Так уж случилось, что Габрилович, отослав сценарий Лукову в Ташкент,
на фронте, спустя год, услышал песни из фильма. Они звучали повсюду. Их
распевали солдаты в землянках и раненые в медсанбатах.
Автор сценария тревожился о том, что, кроме песен в картине, может
быть, и нет ничего достойного. Но где-то под Харьковом, в истерзанном
пулями и осколками кинотеатре, он впервые посмотрел "Двух бойцов" и
высоко оценил игру Бориса Андреева и Марка Бернеса,
Борис Андреев считал роль Саши Свинцова одной из своих удач, и вполне
справедливо. Образ воплощен строго и глубоко актером сильным, предельно
русским. Вот он говорит, улыбается или сердится, воюет с врагами или
беседует с другом. И в каждую секунду ясно, как он искренен до
простодушия, скромен до застенчивости, как верен в любви, надежен в
товариществе, какая это чистая и цельная натура. За ним как за стеной.
Такого не испугать, не сдвинуть, не победить. Без всяких фраз и особых
уверений Саша с Уралмаша создавал у зрителей убежденность в будущей
победе.
Аркадий Дзюбин - человек иного склада, из тех, кто умеет быть на
виду, артистичный, душа компании, способный и на быстрый душевный
отклик, и на острое словцо. Он охотно подшучивает над своим
немногословным и медлительным другом-богатырем и испытывает к нему же
глубокую симпатию.
В памяти миллионов зрителей разных поколений худощавый одессит в
тельняшке с гитарой в руках и мощный, как медведь, богатырь остались как
реально встреченные в жизни, невыдуманные люди.
Так колоритно и полнокровно были вылеплены эти несхожие характеры.
А тем временем на экране между неразлучными друзьями возникает
конфликт. Во время однодневного отпуска Саша признался Аркадию, что у
него в Ленинграде есть знакомая девушка Тася. Они отправляются к ней в
гости. По возвращении же узнают, что был тяжелый бой, многие погибли.
Изнуренные боем и придавленные бедой люди в землянке молчат. Аркадий
решается их расшевелить, поднять им настроение. Сильно привирая, он
принимается рассказывать о своем с Сашей путешествии к Тасе. В
юмористическом и беспощадном его описании Саша предстает наивным и
недалеким увальнем, вообразившим себя предметом пылкой любви совершенно
равнодушной к нему девушки. Склонной будто бы после знакомства с
Аркадием питать нежные чувства именно к нему.
Зритель фильма прекрасно понимает, что история эта не имеет ни
малейшего соответствия с поведением умной и скромной Таси, какую он
только что видел на экране.
Зритель готов простить Аркадия, догадываясь, что тот ерничает и
прихвастывает о себе только для того, чтобы взбодрить упавших духом
товарищей. Но прямодушный и доверчивый Саша на экране потрясен
услышанным. С непередаваемой горечью он заявляет Аркадию: "То, что я
тебе доверил как другу, ты растрепал всем!"
По просьбе Саши командир разводит его и Аркадия по разным пулеметным
расчетам. А дальше наступает пора боевой проверки их дружбы на
прочность: спасая Аркадия от наседавших немцев, Саша принимает огонь на
себя, и, раненный, попадает в госпиталь. Еще не зная, кто их выручил в
критический момент, Аркадий говорит своему помощнику: "Да, с этим
мальчиком я бы крепко выпил после боя, он подарил нам малость - жизнь!"
От имени раненого друга Аркадий пишет проникновенные письма Тасе в
Ленинград, укрепляя ее ответное чувство к Саше. Выйдя из госпиталя, Саша
встречается с Тасей в городе, ведь линия фронта, как сказано в титрах,
"проходила в конце трамвайного пути...". Тут выясняется история с
письмами. Саша растроган, потрясен поступком друга. "А письма возьмите, -
кричит он Тасе при расставании. - В них все верно написано, все верно -
точно!"
Источник