Статьи о кино, комиксах, книгах и легендах
Data: 26.09.2013 18:02 |
Автор: Administrator
Между триллером и фильмом ужасов зачастую бывает довольно сложно провести четкую грань. Бывают фильмы ужасов с элементами триллера, или же напротив — триллеры, включающие в себя частично «ужасные» моменты. Главное в этом жанре — загадка, которую создатели фильма держат «в рукаве» до последнего, и выставляют в качестве козырного туза в финале. Характерна неожиданная развязка, причем, чем она неожиданней — тем, как правило, считается удачней кино, которое человек посмотрел. Есть термин, обозначающий эмоциональное напряжение зрителя в процессе просмотра киноленты, он называется «саспенс» и является неотъемлемой частью любого мало-мальски уважающего себя фильма, который борется за право называться триллером.
Исторически, триллер называют жанром чисто-американским и развитие его началось с Хичкока, фильмы которого служат наглядным пособием того, как могут сливаться воедино фильмы ужасов и триллеры. С одной стороны, Хичкок повествовал о несомненно страшных вещах, порой выходящих за пределы разумного, с другой стороны, как правило, ничего сверхъестественного в его фильмах не предлагается. Вроде бы ситуация хоть и аномальная с точки зрения нормы, но с другой стороны — безусловно страшная и немыслимая, с позиций той же самой нормы. И вот это умение показать вполне реальные, хоть и редко встречающиеся ситуации так, чтобы напряжение не отпускало публику до самого последнего момента, а эффект от просмотра сохранялся еще какое-то время, и отличало Хичкока как истинного мастера не только фильма ужасов, но и классического триллера, как он представлялся изначально.
В дальнейшем, развитие этого жанра получило свое направление в сторону политических детективов, что было связано с убийством Кеннеди. Появился режиссер, которого называли «преемником Хичкока» (Брайан де Пальма). Французы очень активно обратились к жанру триллера, и этих европейцев нарекали «французским Хичкоком» (Клузо, Шаброль), даже Франсуа Трюффо не преминул отметиться в создании фильма с «говорящим» названием «Невеста была в черном». Вообще, французы в период 60-70-х годов отсняли множество лент подобного жанра, и практически все они входят в классику мирового кинематографа.
В 90-е годы американцы синтезировали триллер с эротикой, и появились такие фильмы как «Основной инстинкт», «Щепка», и кинозвезда Шерон Стоун стала символом фильмов подобного жанра, наряду с еще одной голливудской блондинкой — Ким Бесингер, которая снялась в фильме «Окончательный анализ» вместе с начинающей в то время Умой Турман. Все эти фильмы можно отнести не только к эротическим триллерам, но также и психологическим, поскольку в них рассказывается о женщинах или мужчинах (как в «Щепке») не только с определенными психическими отклонениями, но и откровенно больных душевно.
Венцом подобных кинолент американского производства можно считать фильм «Молчание ягнят», поскольку он не содержит в себе ни капли сверхъестественного, но рассказывает о вещах, вызывающих пугливую оторопь — о тонкой грани между здоровым психически и больным человеком, насколько эта грань хрупка и невидима, и можно ли избежать встречи с вполне реальным кошмаром, когда один безумный тебя похищает, а второй — помогает спасти в обмен на собственные удобства в заточении, и в результате — свободу. Дальнейшие киноленты, повествующие о докторе Ганнибале Лекторе не имели такого успеха, постольку поскольку они изобиловали излишне жестокими сценами, да и по большому счету, рассказывали о действительно ужасном создании, по какой-то ошибке помещенном в человеческое тело. И попытки оправдать Лектора, как пережившего в детстве ужасную трагедию, которая и сделала его каннибалом, в общем-то не удались. А вот в фильме «Молчание ягнят» слились воедино все особенности, присущие именно триллеру — сложная психологическая игра главных героев, загадка, которая не раскрывается до самого конца просмотра, потрясающий актерский состав, и ансамбль, который получился в результате у Джоди Фостер и Энтони Хопкинса, и финал, который оставляет за зрителями право на дальнейшую фантазию.