Статьи о кино, комиксах, книгах и легендах
Data: 10.10.2010 14:02 |
Автор: Administrator
Премия Академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy Awards, полуофициально с 1940-х известная как «Оскар», англ. Oscar) — главная ежегодная национальная кинопремия США, непосредственно была задумана боссом студии Metro-Goldwyn-Mayer Луисом Б. Майером. Церемония вручения «Оскаров» транслируется в десятках стран в прямом эфире.
История премии «Оскар»
В том виде, в каком она существует в настоящее время, золотая статуэтка была вручена на первой же церемонии, но название «Оскар» появилось только в 1939. По самой распространённой версии, своим названием награда обязана библиотекарю Академии (позднее, её исполнительному директору) Маргарет Херрик, воскликнувшей при ее виде: «Эта фигурка напоминает моего дядю Оскара!».
Первое вручение премий «Оскар» состоялось 16 мая 1929 года в отеле «Roosevelt» в Голливуде. Начиная с первой же церемонии, трансляция события проводилась по радио, а начиная с 1953 года — по телевидению.
До 1976 года прямая трансляция церемонии проводилась каналом «NBC», с тех пор права на неё принадлежат каналу «ABC». Последняя на текущий момент, 82-я по счёту церемония вручения статуэток произошла в воскресенье, 7 марта 2010 года, в голливудском «Kodak Theatre».
В течение порядка 70 лет церемония проводилась в конце марта—начале апреля. Однако начиная с 2004 года церемонию сдвинули на конец февраля—начало марта.
Церемония вручения «Оскаров» приносит экономике штата около $700 млн (2007 год) и создаёт рабочие места примерно для 10 тысяч человек.
Несмотря на известность премии «Оскар» в кинематографическом мире, её политика и выбор, особенно в последние годы, подвергается критике. В частности, отмечается, что мнение голосующих членов Академии далеко не всегда можно назвать беспристрастным. С началом сезона голосования они подвергаются давлению со стороны кинокомпаний в виде активной рекламной кампании фильмов претендентов.
Специалисты отмечают снижающийся уровень требований к номинантам, а также то, что финансовые показатели проката фильма оказывают влияние на голоса членов Академии. Победители и номинанты становятся калифами на час и не имеют вневременной ценности. Картины, которые должны быть отмечены вниманием Киноакадемии благодаря художественным достоинствам, оказываются незаслуженно забытыми.
Влиятельный критик Роджер Эберт так писал об Оскаре:
Весь процесс выбора пристрастен и зависим от успеха картины. Аутсайдеры кассовых сборов редко номинируются и никогда не выигрывают. Я потерял веру в «Оскар» в тот же год, когда стал критиком — в год, когда не выиграли «Бонни и Клайд»
Интересные факты
В отличие от большинства национальных премий, где награду за «Лучший фильм» получают и режиссёры, и продюсеры, «Оскары» за «Лучший фильм» вручают только продюсерам.
Лауреатами премии «Оскар» в главных категориях («Лучший фильм» и «Лучший режиссёр») становились продюсеры и режиссёры исключительно англоязычных работ.
Оскаровская статуэтка высотой 34 см и весом 3,85 кг изготовлена из покрытого золотом сплава британия и покоится на постаменте из чёрного мрамора. Она изображает рыцаря с мечом, стоящего на ленточной бобине. Согласно легенде, создатель образа «Оскара» Седрик Гиббонс набросал её эскиз в блокноте во время одного из нудных собраний. Моделью для статуэтки стал Эмилио Фернандес[источник не указан 213 дней].
В состав Академии входит чуть более 10 000 человек.
Длина красной дорожки — около 150 метров, ширина — около 10. Она состоит из нескольких рулонов, каждый весом 135 кг, а её общий вес — пять тонн. К кинотеатру ковёр доставляется за четыре дня до церемонии на двух огромных грузовиках. Требуются два дня и 21 человек, чтобы расстелить дорожку: соединить между собой все части, скрыть стыки и разровнять. Сразу после окончания церемонии дорожку начинают убирать. На это уходит всего 4 часа.
Большие статуи «Оскара», устанавливаемые вдоль красной ковровой дорожки, высотой от 2,5 до 8 метров и весом до 550 килограммов, делают из стекловолокна. Потом облицовывают тончайшими листами алюминия и покрывают жёлтой краской. Их не красят золотом не в целях экономии: просто специальная жёлтая краска лучше смотрится в свете софитов, чем золотая.
Чтобы звёзды не запутались, кто где сидит, на кресла ставят плакаты с их портретами и именами. Актёров, сыгравших вместе в одном фильме, сажают рядом, но при этом учитывается и их семейное положение: супруги и просто возлюбленные тоже будут находиться в зале друг возле друга.
Тщательному досмотру подвергаются даже звёзды. Сначала полиция проверяет лимузины, на которых актёры подъезжают к кинотеатру, а потом при входе на красную дорожку все знаменитости предъявляют приглашения и проходят через металлоискатель.
В настоящее время процесс подсчёта голосов, отданных за номинантов, ведут специалисты аудиторской компании «Price Waterhouse Coopers». Два эксперта компании и четверо их помощников обрабатывают более 6 тысяч бюллетеней, присланных членами Американской киноакадемии. На время работы, которая занимает трое суток, они находятся в строго засекреченном месте. До вручения «Оскаров» на торжественной церемонии имена победителей знают лишь два эксперта «Price Waterhouse Coopers». Даже помощники аудиторов допускаются лишь до процедуры предварительного подсчёта голосов.
После того, как победители в каждой категории определятся, карточки с их именами помещаются в конверты, которые распечатываются на сцене во время церемонии. Сотрудники «Price Waterhouse Coopers» изготавливают два набора таких конвертов и помещают их в специальные портфели. Накануне вручения «Оскара» два портфеля доставляются на место проведения церемонии в разное время и разными маршрутами, которые также держатся в строгом секрете.
О происхождении названия «Оскар» ходят различные толки. Некоторые убеждены, что в происхождении этого имени повинна библиотекарь Академии Маргарет Херрик, увидевшая фигурку на столе и заявившая: «Она смотрится прямо как мой дядя Оскар!» Другие считают, что так её нарекла актриса Бетти Дэвис в честь своего первого мужа.
С 1950 года бытует правило, согласно которому ни один обладатель «Оскара» не может продать свою статуэтку с аукциона, не предложив начальную цену в 1 доллар членам Киноакадемии.
Единственным обладателем «Оскара» по имени Оскар был писавший оперетты Оскар Хаммерстайн второй.
Самые известные семейные «Оскары»: режиссёр Джон Хьюстон снял своего отца Уолтера в фильме «Сокровища Сьерра-Мадре», за что тот получил «Оскара» как лучший актёр, а затем — дочь Анжелику Хьюстон в фильме «Честь семьи Прицци», за что та получила «Оскара» как лучшая актриса второго плана. Сам режиссёр тоже был лауреатом премии Американской киноакадемии.
Получение «Оскаров» за роли второго плана сделали Кевина Спэйси («Подозрительные лица»), Анджелину Джоли («Прерванная жизнь») и Джека Леммона («Мистер Робертс») звёздами первой величины. Для фильма получение «Оскара», как правило, приносит значительные прибыли. Так, например, после того как «Влюблённый Шекспир» завоевал «Оскара», его кассовые сборы возросли ещё на 100 млн долларов.
Единственный случай, когда «Оскар» был присвоен за исполнение в игровом фильме роли человека, в свою очередь получавшего «Оскар», имел место, когда Кейт Бланшетт была награждена за роль Кэтрин Хепберн в фильме «Авиатор».
Российские (советские) фильмы — обладатели и номинанты премии
Ни один русскоязычный игровой фильм не выигрывал более чем одной награды в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Советские и российские фильмы получали «Оскар» в этой номинации четыре раза. Фильм «Чайковский» Игоря Таланкина номинировался сразу на два «Оскара» в 1971 г.: как лучший фильм на иностранном языке и за лучшую песню и адаптацию музыкального сопровождения известным американским композитором российского происхождения Димитрием Тёмкиным.Так же на две премии сразу претендовал фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, будучи представленным в номинациях «Лучшая картина на иностранном языке» и «Лучшая работа художника-постановщика». По итогам 41-й церемонии фильм получил награду в категории «Лучший фильм на иностранном языке»
Обладатели премии в категории «Лучший документальный фильм»:
«Разгром немецких войск под Москвой» (1943), режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин.
Обладатели премии в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:
1. «Война и мир» (1968) Сергея Бондарчука
2. «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии)
3. «Москва слезам не верит» (1981) Владимира Меньшова
4. «Утомлённые солнцем» (1994) Никиты Михалкова
Обладатели премии в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм»:
1. «Старик и море» (2000) Александра Петрова
Номинанты на премию в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:
1. «Братья Карамазовы» (1969 реж. Иван Пырьев)
2. «Чайковский» (1971 реж. Игорь Таланкин)
3. «А зори здесь тихие…» (1972 реж. Станислав Ростоцкий)
4. «Белый Бим Чёрное ухо» (1978 реж. Станислав Ростоцкий)
5. «Частная жизнь» (1982 реж. Юлий Райзман)
6. «Военно-полевой роман» (1984 реж. Пётр Тодоровский)
7. «Урга» (1992 реж. Никита Михалков)
8. «Кавказский пленник» (1996 реж. Сергей Бодров)
9. «Вор» (1998 реж. Павел Чухрай)
10. «12» (2007 реж. Никита Михалков)
11. «Монгол» (2007 реж. Сергей Бодров)
В советское время авторитет премии «Оскар» был не настолько велик, как, скажем, у «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Сергей Бондарчук и Владимир Меньшов, несмотря на собственное желание лично получать «Оскар», не смогли выехать из страны. Чиновники от Госкино, в том числе лично руководство и представители КГБ не дали им соответствующего разрешения. Премию получали сотрудники советского посольства.
Начиная с 1990-х выдвижение фильма как номинанта на премию становится значимым событием и широко освещается в СМИ.
Источник