Мифы и легенды
Data: 22.04.2010 09:57 |
Автор: Administrator
Кикимора, шишимора, шишига - злой дух дома, божество ночных кошмаров. В некоторых местах кикиморой могли называть не только демоническое существо, обитающее в доме и вредящее хозяйству, но и других женских демонических персонажей: лесную русалку, лешачиху, водяницу, лихорадку; женского духа, сходного с полудницей, охраняющего поля огромной сковородой; женщину-кликушу и духа, вызывающего кликушество; чертовку, шишигу и т.п.
Источник: славянская мифология и поверья
Вид: Злодеи из русских сказок и былин
Кикиморой именовали и антропоморфную фигуру, сжигаемую на масленицу, и некоторых святочных ряженых. По некоторым поверьям, кикимора - жена домового или лешего. Однако в большинстве поверий кикимора - это злой дух, который поселяется в доме и устраивает беспорядки, иногда даже вынуждая хозяев покинуть жилище.
Имя кикиморы двусложно (кики-мора) и трактуется различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием как птичьих криков, так и самих птиц, а также причитания, плача: так, "кикать", "кикнуть" означает "кричать" ( о птицах) и "плакать, причитать" (о людях); "кикарика" - это и крик петуха, и сам петух; "кика, кикиболка" - это название женского головного убора, нередко напоминающего своей формой птицу. Вторая часть - "мора", "мара" - это наименование самостоятельного мифологического персонажа: марой называли привидение, злого духа, связанного со смертью, а также туманами и темнотой, мороками (морок - это собственно, и есть туман, темнота, мрачность). В южной России дух под названием "мара" обычно представлялся обманчивым, летучим и легким, как пух, схожим с туманом; так могли называть и полудницу (красивую высокую девушку, одетую в белое и появляющуюся в поле в полдень), и существо, схожее по своим занятиям с кикиморой (так, мара, по поверьям, пребывает в доме помимо домового и прядет по ночам на прялке, которую забыли благословить, рвет куделю, путает пряжу и т.д.). На севере же России этот летучий дух, очевидно, трансформировался в "грубого духа, в мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за печью, а по ночам выходит проказить".
Представлялась кикимора маленькой тоненькой женщиной ("сама тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, а тулово не толще соломинки"), девкой с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами или сгорбленной безобразной старухой маленького роста, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Иногда кикимору представляли одетой в обычную женскую одежду, с бабьим повойником на голове и т.п. Кикимора могла иногда не показываться прямо, а "мерещиться", представать в облике смутной тени, неясного призрака, "ночного божества сонных мечтаний". Вообще повсюду считалось, что обычно кикимора невидима и обнаруживает себя своими проделками, голосом и т.п.; показывается же она крайне редко. Она, как и многие другие персонажи нечистой обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать в одном месте и показываться в другом; кроме того, она "далеко видит, не стареет, все знает".
В кикимор, по поверью, превращаются девочки, проклятые матерью в утробе или в младенчестве до крещения, а также девочки, родившиеся у женщины от огненного змея. Считалось, что таких детей похищает (часто прямо из материнской утробы) и уносит к себе нечистая сила; через семь лет эти дети превращаются в кикимор. В кикимор могли превратиться и умершие некрещеными дети.
Согласно поверьям, кикимора чаще всего поселяется в домах, построенных на "нечистом" месте (на меже или там, где был погребен самоубийца). Появление ее в доме могло быть следствием злого воздействия колдунов, так, нередко считалось, что "кикиморы - суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом". Кроме колдунов, кикимору могли "напустить" в дом при строительстве плотники или печники. Так, рассказывали, как плотники, обиженные хозяевами при расчете, с наговором закладывали под матицу (главную балку) или в переднем углу дома какую-нибудь щепку или чурку, а иногда даже специально сделанную из щепок и тряпок куклу, после чего в новом доме поселялась кикимора.
Считалось, что в доме кикимора обычно обитает за печкой, в подполье, на чердаке; кроме того, она может жить в бане, на гумне, в хлеву или в курятнике, в сараях или же в заброшенных строениях. О своем присутствии кикимора дает знать обычно по ночам, чаще всего в период святок или только в ночь перед Рождеством; так, например, в некоторых местах полагали, что "кикимора - дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до святок в гумнах, а после святок уходит". Кроме того, по некоторым поверьям (особенно глухих лесных мест), на святки, в ненастную погоду, кикимора со страшными стонами и воем рожает детей (шушканов, шуликунов), которые сразу вылетают через трубу и остаются на земле до Крещения.
Согласно поверьям, кикимора обычно невидима, даже когда бедокурит в доме; она может разговаривать, но голос ее раздается словно из пустого места ("Во вновь построенном доме оказалась кикимора: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то скажет: "Убирайся-ка ты из-за стола-то!", а не послушают - начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками"). Увидеть же кикимору можно преимущественно ночью за работой: в это время она показывается тенью, неясным призраком или маленькой женщиной.
Повсюду считалось, что кикимора любит прясть или плести кружева, однако только портит работу ("От кикиморы не дождешься рубахи"); она может прясть за хозяйку оставленную без благословения кудель, но при этом мусолит, рвет и путает нить, жжет пряжу или кудель. Согласно народным поверьям, работать кикимора может в голбце или в подполье, однако чаще выходит из голбца и садится прясть на порог возле двери или на лавку в правом от входа углу, возле печки (туда обычно сметали сор, чтобы потом сжечь его в печи, а не выносить из избы на ветер "и не накликать тем бед и всякой порчи"). Во время работы кикимора беспрестанно подпрыгивает на месте; нитки она сучит "наоборот", "наотмашь".
В некоторых местах верили, что прядет кикимора только во время святок, в те двенадцать дней января, которые, по народному убеждению, определяют ход всего будущего года. Вероятно, в это время кикимора как бы "прядет" судьбы дома и его обитателей (поэтому и увидеть ее за прядением в это время - к перемене судьбы). Вероятно, в этих поверьях прослеживается связь кикиморы, прядущей по ночам, с древней славянской богиней Макошью, прядущей нити судьбы. Образ Макоши, связанной с прядением и водой, а также с человеческой судьбой, при христианстве вполне мог трансформироваться в образ мары и кикиморы, злого домашнего духа. На это указывает и то, что самый близкий к кикиморе мифический персонаж - мокуша (злой дух, связанный, как и кикимора, с пряжей, с сырыми местами и темнотой), явно продолжает образ богини Макоши.
В народных поверьях кикимора - преимущественно злой дух; она может приносить и предвещать несчастья. Так, считалось, что она выходит из подполья и плачет перед бедой, показывается перед смертью кого-либо из членов семьи и т.п. Если кикимора выходит из голбца и садится прясть - это к переменам в судьбах обитателей дома; если она плетет кружева в подполье и дает об этом знать громким стуком коклюшек - это к беде; если же она садится прясть на передней лавке, то это к смерти кого-либо из домочадцев. Вообще появление кикиморы в доме или хозяйственных постройках предвещало беду, так как кикимора, поселившись в доме, приносит всяческий вред, и избавиться от нее очень сложно.
Кикимора, по поверьям, особенно враждебна мужчинам и вредит в первую очередь им, хотя нередко досаждает и женщинам или детям. Поселившись в пустом доме, кикимора никого в него не впускает: бросает во входящих камни из развороченной печи, мусор и т.п. Поселившись в жилой избе, кикимора обычно начинает всячески досаждать хозяевам: пугает людей по ночам, беспокоит маленьких детей, швыряется подушками и посудой, выдергивает волосы у людей, мешает в работе, шумит, топает, гремит посудой или бьет ее, кидается из подполья луковицами, бегает из комнаты в комнату и растворяет двери, проказит с печной вьюшкой, выстригает или путает волосы у спящих и т.п. Из-за кикиморы в избе "маячит" - чудятся то заяц, то собака, то поросенок или даже бык; раздается свист, плач ребенка, стук или топоток; слышатся песни и танцы. Своими "проказами" кикимора способна выжить людей из дому, если те не смогут вовремя избавиться от нее.
Кикимора может вредить не только людям, но и домашним животным и птицам. Так, считалось, что особенно кикимора досаждает курам: насылает на них "вертун", отчего они кружатся до изнеможения и падают околевшими; по ночам дергает у них перья и т.д. Кроме того, кикимора нередко стрижет шерсть у овец или выстригает шерсть у скота; иногда она катается на лошадях и загоняет их до того, что они к утру оказываются все в мыле и едва живые. По некоторым поверьям, кикимора также способна причинять вред скоту, пересчитывая его (но умеет считать только до трех).
Иногда считалось, что кикимора, подобно домовому или дворовому, может мучить и заезжать лошадей. Так, в одной из былей Вологодчины мужик, заметив, что одна из его кобыл к утру оказывается вся в мыле, едва живая, решил постеречь ее; рано утром зашел в стойло и увидел, как на кобыле вокруг яслей ездит маленькая бабенка в шамшуре (головном уборе - волоснике, шапочке под платок); мужик не растерялся и ударил бабенку по голове плетью, а она соскочила и крикнула во все горло: "Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!"
По поверьям некоторых мест (например, Вологодской губернии), в летнее время кикимора сторожит гороховища или вообще поля. Она ходит по ним, держа в руках раскаленную добела железную сковороду огромных размеров, и "кого поймает на чужом поле, того и изжарит".
В некоторых местах полагали, что кикимора иногда может не только вредить, но и приносить пользу, очевидно, такие поверья о благожелательной к людям кикиморе связаны с поверьями о домахе, жене домового, духе - хозяйке дома, с которой иногда отождествляли кикимору. Так, например, по поверьям Вологодчины (особенно лесных ее районов), кикимора нередко помогает и покровительствует умелым и старательным хозяйкам: "убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки и оказывает разные другие услуги по хозяйству, так что при ее содействии и тесто хорошо взойдет, и пироги будут хорошо выпечены, и прочее". Иногда считалось, что она заботится о скоте и вообще о домашних животных. Однако ленивых баб кикимора, по народному убеждению, ненавидит: желая досадить им, она "щекочет малых ребят так, что те целые ночи ревут благим матом, пугает подростков, высовывая свою голову с блестящими, навыкате глазами и с козьими рожками, и вообще всячески вредит".
Избавиться от кикиморы, по народному убеждению, очень сложно. Для того, чтобы избавиться от "насаженной" кикиморы, следовало найти куклу, с помощью которой она была напущена, и удалить эту куклу из дома. Для этой цели старались задобрить людей, которые, по мнению хозяев, напустили кикимору, и уговорить их убрать из дома ту вещь, с которой кикимора была "посажена". Иногда куклу старались найти и удалить из дома сами; при этом иногда разбирали весь дом, перебирали его и даже переставляли на: другое место ("... давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом перетащили, после этого ничего не стало"). Кроме того, кикимору нередко старались изгнать из дома с помощью заговоров, а также молитв или же святой воды, освященных предметов и т.д., изгонять кикимору обычно приглашали знахарей или колдунов, реже - священников. Так, на Герасима-грачевника (17.III) знахари выгоняли кикимору из дома со словами: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют", и т.п.
От злого влияния кикиморы старались защититься с помощью оберегов. Лучшим оберегом от кикиморы считался "куриный бог" (камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача): его вешали на лыке на насесте или над ним (чтобы кикимора не мучила кур), а также в хлеву (чтобы защитить скот), носили при себе и т.д. Реже применялись другие обереги. Так, в некоторых местах, если кикимора сильно проказила в доме, хозяева обвязывали солонки пояском из можжевельника (по некоторым поверьям - для того, чтобы кикимора не могла посолить кусок хлеба своему мужу-домовику). Для защиты скота от кикиморы в хлеву под яслями клали иногда "свинобойную" палку. Считалось также, что от кикиморы помогает верблюжья шерсть: "когда суседка (тоже кикимора) давит, класть под шесток верблюжью шерсть с рясным ладаном". В некоторых местах иногда использовали не только верблюжью, но и медвежью шерсть, полагая, что кикимора боится медведя и убегает от него. Так, в одном из рассказов Вологодчины, кикимору выгоняют из дому с помощью медведя: "...В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами, а того ей мало: гремела посудой, звонила чашками, била горшки и плошки. Избу из-за нее бросили, и стояло жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная, с кем связывается, набросилась на медведя. Этот помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее хозяева, потому что там совсем перестало манить (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и спрашивает у ребят:„Ушла ли от вас кошка?"; те ей и ответили: „ Кошка жива да и котят принесла". Кикимора повернулась, пошла обратно и сказала на ходу: „Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами-то теперь до нее и не доступишься".
В некоторых местах также полагали, что кикимора старается любыми способами скрываться от людей, потому что если кому-нибудь удастся накинуть на нее крест, она так и останется на том месте, где была захвачена врасплох. Очевидно, это поверье связано с представлениями о кикиморе как о проклятой девушке: так, по народному убеждению, если на проклятого и похищенного нечистой силой человека набросить крест (т.е. как бы заново окрестить его), то он снова станет обычным человеком и вернется к людям.
Кикимору иногда старались не запугать или прогнать, а задобрить. Так, считалось, что кикимора очень любит папоротник, поэтому, если она вдруг начинала буйствовать, хозяева перемывали все в доме настойкой из корней папоротника, полагая, что после этого кикимора перестанет греметь и бить посуду, ломать вещи и досаждать домочадцам. Для того, чтобы уберечь себя и хозяйство от злого влияния кикиморы, обычно старались также соблюдать некоторые запреты и правила поведения, например, не оставляли без благословения пряжу, веретена, прялки, коклюшки и т.п.
Рисунок автора под ником "Чудик" источник
Шапарова Н.С., Краткая энциклопедия славянской мифологии