Книги
Data: 25.05.2010 13:21 |
Автор: Administrator
Клод Фролло - архидьякон Жоасский, второй викарий епсикопа, священник Собора Парижской Богоматери. Вместе с тем непризнанный гений, ученый и алхимик. Опекун и хозяин Квазимодо. Любовь к молодой цыганке затмила его жажду познаний и стала причиной его гибели.
Источник: Роман "Собор Парижской Богоматери"
Автор: Виктор Гюго
Клод с самого детства готовился к духовному званию. Он был тихим ребенком, но весьма ревностным учеником.
"...И уже в шестнадцать лет юный ученый мог помериться в теологии мистической -- с любым отцом церкви, в теологии канонической -- с любым из членов Собора, а в теологии схоластической - с доктором Сорбонны..."
Он изучал медицину того времени, знал латинский, древнееврейский, греческий и считал единственной целью своей жизни науку и богословие.
Его беда была в том, что он родился в эпоху средневековья, когда наука была в зачаточном состоянии и чрезмерное увлечение ею могло расцениваться как поклонение дьяволу, тем более, что от ученого до чернокнижника, в глазах непросвященного народа того времени и церкви, был один шаг. Бедные студенты годами изучали совершенно бессмысленные вещи, например, такие как схоластика и астрология. Многие эксперименты расценивались как колдовство и их организаторы были жестоко наказаны.
Могучий интеллект Клода Фролло, постигнув скудные существующие знания и поглотив огромное количество ненужной информации, устремился к алхимии. Тут оказалось, что Клод, поняв тщетность познания при отсутствии научного инструментария и пустоту имеющихся знаний, а также тупость окружающего мира, захотел власти не только над природой, но и над людьми. Его обуяла давняя мечта любого алхимика - научиться делать золото. Тем более, что его должность позволяла делать это тайно.
"...Достоверно известно, что архидьякон нередко посещал кладбище Невинных, где покоились его родители вместе с другими жертвами чумы 1466 года; но там он как будто не так усердно преклонял колени перед крестом на их могиле, как перед странными изваяниями над возведенными рядом гробницами Никола Фламеля и Клода Пернеля..."
Клод живя и работая в Соборе Парижской Богоматери, осознавал, что что Собор - это огромная каменная книга. Он пытался прочесть ее и найти зашифрованный в нем смысл, думая, что это поможет ему обрести настоящие знания и создать золото
Его ненависть к существующей системе знаний и бессилие перед загадкой алхимии проявляются в беседе с Людовиком и его врачем.
"...Нет, - ответил архидьякон, схватив за руку кума Туранжо, и в потускневших зрачках его вспыхнуло пламя воодушевления, - нет, науку я не отрицаю. Недаром же я так долго, ползком, вонзая ногти в землю, пробирался сквозь бесчисленные разветвления этой пещеры, пока далеко впереди, в конце темного прохода, мне не блеснул какой-то луч, какое-то пламя; несомненно, то был отсвет ослепительной центральной лаборатории, в которой все терпеливые и мудрые обретают бога..."
"...я изучал и медицину, и астрологию, и герметику. Но истина только вот в чем! - С этими словами он взял с ларя стоявший на нем пузырек, полный того порошка, о котором мы упоминали выше. - Только в этом свет! Гиппократ - мечта, Урания - мечта; Гермес - мысль. Золото - это солнце, уметь делать золото -- значит быть равным богу. Вот единственная наука!.."
В результате он стал суровым, угрюмым человеком, погруженным в собственные размышления, которого боялись все певчие и причетники Собора Парижской Богоматери. Простой народ считал что он продал душу дьяволу.
Родные Клода погибли из-за чумы и он стал единственным воспиталем своего младшего брата Жана. Несмотря на то что Клод вложил в него всю свою душу и любовь к познанию Жан вырос непоседливым хулиганом и был главным заводилой всех беспорядком которые устраивали школяры.
Возможно, для искупления будущих грехов Жана, а так же из сострадания, Клод усыновил уродливого младенца, который впоследствии и погубил его. Это был Квазимодо.
Однажды, думая о слабости человеского ума, Клодо увидел танцующую Эсмеральду. Она была так прекрасна, так полна жизни, так грациозна, что страсть, которая захлестнула священника, оказалась сильнее всей науки, сильнее жажды власти, сильнее веры в Бога.
Он всячески пытался подавить ее в себе. Но оказалось, что под непроницаемой маской мрачного служителя бога, таилось горячее сердце и кипел океан страстей. Клодо попытался избавиться от цыганки натравив на нее церковь, суд и народ, но любовь к Эсмеральде оказалась сильнее, и он использовал свою власть для обладания ее.
К его несчастью, глупая цыганка (она вела себя как ребенок, по большому счету) влюбилась Феба, пустоголового офицера, пьяницу и развратника, и будучи ослеплнной этой довольно наивной и глупой любовью, отвергала все попытки Клода сблизиться.
Тот готов был пожертвовать всем, бросить все, даже Бога и спасти ее, но все было тщетно. О том, что творилось в его душе, как он любил, лучше всего скажет сам Гюго.
"...- Слушай, - вымолвил наконец священник, - Ты все узнаешь. Я скажу тебе то, в чем до сих пор едва осмеливался признаваться самому себе, украдкой вопрошая свою совесть в те безмолвные ночные часы, когда мрак так глубок, что, кажется, сам бог уже не может видеть нас. Слушай! До встречи с тобой я был счастлив, девушка!..
"...Там, в середине площади, - был полдень, солнце стояло высоко, - плясала девушка. Создание столь дивной красоты, что бог предпочел бы ее пресвятой деве и избрал бы матерью своей, он бы пожелал быть рожденным ею, если бы она жила, когда он воплотился в человека!.."
"...О блистающий образ, чье сияние не меркло даже в свете солнечных лучей! Девушка, то была ты! Изумленный, опьяненный, чарованный, я дал себе волю глядеть на тебя. Я до тех пор глядел на тебя, пока внезапно не дрогнул от ужаса: я почувствовал себя во власти чар!.."
" - О девушка, сжалься надо мной! -- продолжал священник. - Ты мнишь себя несчастной! Увы! Ты не знаешь, что такое несчастье! О! Любить женщину! Быть священником! Быть ненавистным! Любить ее со всем неистовством, чувствовать, что за тень ее улыбки ты отдал бы свою кровь, свою душу, свое доброе имя, свое спасение, бессмертие, вечность, жизнь земную и загробную; сожалеть, что ты не король, не гений, не император, не архангел, не бог, чтобы повергнуть к ее стопам величайшего из рабов; денно и нощно лелеять ее в своих грезах, в своих мыслях -- и видеть, что она влюблена в солдатский мундир!
" - Умоляю тебя, -- закричал он, -- если в тебе есть сердце, не отталкивай меня! О, я люблю тебя! Горе мне! Когда ты произносишь это имя, несчастная, ты словно дробишь своими зубами мою душу. Сжалься! Если ты исчадие ада, я последую за тобой. Я все для этого совершил. Тот ад, в котором будешь ты, -- мой рай! Твой лик прекрасней божьего лика! О, скажи, ты не хочешь меня? В тот день, когда женщина отвергнет такую любовь, как моя, горы должны содрогнуться. О, если бы ты пожелала! Как бы мы были счастливы! Бежим, -- я заставлю тебя бежать, -- мы уедем куда-нибудь, мы отыщем на земле место, где солнце ярче, деревья зеленее и небо синее. Мы будем любить друг друга, мы сольем наши души и будем пылать вечной жаждой друг друга, которую вместе и неустанно будем утолять из кубка неиссякаемой любви!.."
Руководствуясь логикой "Да не доставайся же ты никому", Клод губит цыганку, отдавая ее в руки правосудия. Ее вешают. Квазимодо, осознав, что его учитель виновник ее смерти, сбрасывает Клода с собора.
Жалко, что такой человек так глупо закончил свою жизнь и не смог справиться со своим страстями.
Комментарии
Родись Клод в наше время, он мог бы многого добиться со своим умом и способностями. Он гениален! Таких, как он неординарных личностей один на миллиард.
Не знаю, как остальным, но мне больше всех симпатичен именно этот персонаж.
Интересно, Гюго предугадывал такой успех этого персонажа у женского пола?? Он же его выставлял как отрицательного героя. А вот у большинства женщин он вызывает глубочайшую симпатию, а "бедняжка" Эсмеральда, которой симпатизирует автор, вызывает презрение и раздражение.
Поразительно... Мог ли Гюго это предугадать?
Oh,Etre Pretre Et Aimer Une Femme!
RSS лента комментариев этой записи.