Книги
Data: 10.05.2010 07:45 |
Автор: Administrator
Остап Бендер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.
Источник: Романы "Двенадцать стульев", "Золотой теленок"
Авторы: Ильф и Петров
Виды: Злодеи советского кино
Смотреть: песни О.Бендера в исполнении А.Миронова из фильма "12 стульев"
Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют также Остап Ибрагимович.
Из статьи про Остапа Бендера на www.ru.wikipedia.org
Происхождение имени
Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:
Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, — говорил он, — был турецко-подданный»
По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией. В этом современники видели намёк на жительство отца Бендера в Одессе, где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности. Кроме того, имя Ибрагим, как известно, является арабской формой имени Авраам.
По другой версии, Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» украинско (Остап) — еврейско (Бендер) — турецкое (Ибрагимович, -Сулейман, -Бей) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса — город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX—начале XX веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры). Возможность заимствования одесскими авторами фамилии главного героя от названия близлежащего к их родине города, который по-молдавски так и называется — Бендер (молд. Bender), высказал историк Виктор Худяков. Ведь в романе «12 стульев» упоминается и акробатка театра Колумба Жоржетта Тираспольских — а Бендеры и Тирасполь расположены друг напротив друга на разных берегах Днестра. Кроме того, у города Бендеры турецкое прошлое, а широко известная за пределами города самая главная его достопримечательность — турецкая крепость.
Финал романа «Золотой телёнок» также подтверждает версию В.Худякова: Остап не переходит границу СССР с Польшей либо Финляндией, не плывёт через море в сторону Стамбула, а выбирает для перехода Румынию, реку Днестр, возле Тирасполя — а на другом берегу, с бывшей тогда румынской стороны — как раз Бендеры.
Жизнь Бендера до 1927 года
Остап родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 (в «Золотом телёнке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).
Очевидно, что Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок», гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:
— Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?
Из истории, рассказанной Бендером инженеру Щукину (глава XXV романа «Двенадцать стульев»), следует, что Остап зимой 1919 года жил в Миргороде, в охваченной Гражданской войной Украине. И судя по подробностям рассказа о Вечном жиде (глава XXVII романа«Золотой телёнок»), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.
Известно, что в 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич (администратор театра «Колумб»), сидевший там же по «пустяковому делу». Современному читателю и невдомёк, почему в тексте упомянут именно 1922 год, почему именно тогда оба они оказались на свободе и Бендер, по выходе из тюрьмы, начал «чтить уголовный кодекс» и заниматься использованием 400 «сравнительно честных способов отъёма денег» не у пролетариата и крестьянства, а у таких людей, как Корейко, то есть у лиц, имевших нетрудовые доходы, и нэпманов.
Дело было в том, что по указанию В. И. Ленина, заменившего политику «военного коммунизма» «новой экономической политикой» (НЭПом), мошенничество из разряда преступлений перешло в категорию аморальных проступков, ибо деньги и ценности изымались у их владельцев ненасильственным путем. Жертвы, как любил говаривать сам Остап Бендер, приносили их ему и подобным ему сами, «на блюдечке с голубой каемочкой», а это, на взгляд тогдашних большевиков, ничем не отличалось от торговли, которая в их глазах считалась разновидностью надувательства граждан, но разрешалась законом. В 1920-е годы были приняты УК РСФСР (1922), УПК РСФСР (1922), «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» (1924), УК РСФСР (1926). Одновременно с введением этих законов, была произведена амнистия всех, содержавшихся в переполненных тюрьмах, заключённых «по пустяковым делам» и по статьям тех преступлений, которые были отменены (утратили силу), то есть декриминализированы сами деяния и лицо, освобожденное в связи с декриминализацией, отпускалось на свободу не по амнистии, а в связи с тем, что закон уже не считал их действия криминальными. В отличие от Якова Менелаевича, за которым по освобождении по амнистии продолжала числиться судимость, Бендер судимым не считался, ибо такого преступления более не было. Именно по этой причине Остап Бендер мог стать героем сатирического произведения, ибо большевики приняли решение бороться с «аморальщиной» путем перевоспитания в обществе (коллективе), подвергая их высмеянию и осуждению.
Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.
«Двенадцать стульев»
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».
Так в романе впервые появляется великий комбинатор.
По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:
«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».
Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно — советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь». Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и бельё, которые арестантам оставляли, изветшали.
Убийство и воскрешение героя
В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп — и через тридцать минут великого комбинатора не стало.
По свидетельству брата Е. Петрова — Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником. Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».
В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что бывший студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».
В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.
В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке появилось несколько «продолжений»: А. Вилинович «Дальнейшие похождения О. Бендера» (1997), Петр Ильфов «Рог изобилия» (1999).
«Золотой телёнок»
По мнению писателя Даниэля Клугера, структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.
Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.
Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — «Золотом телёнке» — он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.
Аферы
Живость характера, знание психологии и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.
В Старгороде Остап в один вечер сколотил из местных «бывших» и нэпманов подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала» — и собрал с новообращенных борцов солидную сумму. Члены «Меча и орала» настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель». («Двенадцать стульев»)
Чтобы вместе с театром «Колумб» отправиться на пароходе в гастрольную поездку, не умеющий рисовать Бендер назвался дипломированным художником, выпускником ВХУТЕМАС, а Воробьянинова представил своим подмастерьем. Этот обман, впрочем, быстро раскрылся. («Двенадцать стульев»)
В приволжском городке Васюки Остап представился международным гроссмейстером, дал сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней») и убедил наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. После проведения турнира Васюки должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира. В Васюках Бендер играл в шахматы второй раз в жизни. («Двенадцать стульев»)
В Пятигорске Остап успешно продавал отдыхающим билеты для входа в «Провал» «с целью капитального ремонта провала. Чтобы не слишком провалился». («Двенадцать стульев»)
Получив в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск некоторое время выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания», то есть попросту присваивая приготовленные для спортсменов бензин, запчасти и разносолы. («Золотой телёнок»)
По дороге в Черноморск Остап продал наивным американским туристам технологию производства пшеничного самогона: «На дороге валялись деньги. Я их подобрал. Смотрите, они даже не запылились». («Золотой телёнок»)
Оставшись в Черноморске без средств, Бендер за одну ночь сочинил киносценарий «Шея» и продал его местной кинофабрике. Сценарий, судя по всему, никто из кинодеятелей даже не попытался прочитать. («Золотой телёнок»)
Образ Бендера в романах
Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом телёнке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.
Бендер на экране
Игорь Горбачёв (1966)
Игорь Горбачёв — первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев».
Сергей Юрский (1968)
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»
Фрэнк Ланджелла Мел (1970)
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев». Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили (1971)
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году. В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии — поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент)[13]. Хотя возраст Арчила Гомиашвили не совсем соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие[источник не указан 356 дней] считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов (1976)
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев». Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов (1993)
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (1993). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет. Большой популярностью этот фильм не пользовался.
Георгий Делиев (2004)
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингера «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев[14][15].
Николай Фоменко (2004)
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2004 года, показанной по телевидению в начале января 2005 года.
Олег Меньшиков (2006)
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из худших.
Был ли Остап Бендер эффективным лидером?(по материалам статьи Юрия Рубинского, Станислава Шекшня, www.personal-mix.ru, www.smoking-room.ru)
Как выглядит Остап Бендер на фоне современной модели лидерства? Обратимся прежде всего к его незаурядной личности.
Остап Бендер — великий комбинатор и незаурядный человек
Мы все родом из детства, в том числе и лидеры. Ранние годы жизни, воспитание и образование оказывают огромное влияние на формирование будущего лидера, его мировоззрение, систему ценностей и потребностей и как следствие на профессиональную деятельность.
Остап предстает читателю человеком "безусловно интеллигентным", образованным — он окончил известную частную гимназию Илиади. Остап вырос на юге, и ему, как многим южанам, свойственны быстрая реакция, живость, экстравертность и общительность. Несмотря на свой южный темперамент и молодой возраст, Остап в полной мере управляет собственными эмоциями и поведением. Недаром он всегда болезненно вспоминал свой провал при первой встрече с Корейко, когда великий комбинатор "сердился, совал деньги в руки Александру Ивановичу и вообще, как говорят китайцы, “потерял лицо”". Такой случай был для него редким исключением, более не повторявшимся.
Как многие большие лидеры, Бендер умеет сохранять оптимизм в самых сложных ситуациях, когда простым смертным кажется, что все пропало и жизнь закончилась. Умение управлять самим собой соединяется у Остапа со способностью к хладнокровному анализу, умению держать паузу и в максимальной степени использовать предоставляемые внешней средой возможности. Потеряв в ходе учений по гражданской обороне направлявшегося за миллионом для своего преследователя Корейко и не представляя себе, как искать сбежавшего в неизвестном направлении подпольного миллионера в огромной стране, Остап берет тайм-аут. Он хладнокровно размышляет, анализирует обстановку, заводит роман с "нежной и удивительной" Зосей Синицкой, которая неожиданно наводит его на след беглеца.
Унаследовавший от своего отца турецко-подданного не только горячую кровь янычаров, но и холодный аналитический ум, Бендер обладает важнейшей лидерской компетенцией — эмпатией, то есть способностью понимать внутреннее состояние своих контрагентов и искусством устанавливать и поддерживать отношения с ними. Неотразимость мужских достоинств великого комбинатора с атлетическим телосложением и "медальным профилем" для представительниц прекрасного пола — от вдовы Грицацуевой до Зоcи Синицкой — не нуждается в комментариях. Но он без труда добивался доверия и завоевывал симпатии в самых разных с точки зрения пола, возраста, интеллектуального и культурного уровня, социального положения или профессии кругах. Ключом, открывающим перед ним двери и сердца людей, было умение безошибочно оценивать их кредо и быстро находить с собеседниками общий язык, говоря им именно то, что они хотели бы услышать. Остап всегда учитывает склонности и эмоциональное состояние своих контрагентов, виртуозно используя их для достижения своих целей. Вспомним учредительное собрание "Союза меча и орала" или визит к васюкинским шахматистам. Престарелому монархисту на пенсии Хворобьеву Остап рассказывает тут же сочиненный сон о визите в город Кострому государя-императора, рядом с которым стояли министр двора граф Фредерикс и полицмейстер. В результате сарай для перекраски "Антилопы" был охотно предоставлен благодарным владельцем симпатичному молодому человеку, полностью разделяющему его взгляды, а писатель Ухудшанский охотно приобретает у него Торжественный комплект — незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей.
Обладая природной харизмой и будучи непревзойденным мастером устанавливать отношения с представителями различных социальных слоев, Остап не был способен поддерживать их в течение сколько-нибудь длительного времени — вспомним ночное бегство из Васюков или женитьбу на мадам Грицацуевой. В отличие от эффективных лидеров, он рассматривает своих партнеров как временных попутчиков, нужда в которых определяется сиюминутной потребностью. Поэтому он никогда не мог создать сколько-нибудь дееспособную команду, а его последователи — будь то Воробьянинов или разношерстный экипаж "Антилопы" — превращались в дополнительную обузу для командора.
В своем стремлении к достижению цели Бендер вряд ли уступит кому-либо из известных человечеству лидеров. "Энергия и веселость его были неисчерпаемы. Надежда ни на минуту не покидала его". Он мог часами бежать за поездом, не имея денег на билет, плясать по той же причине лезгинку перед приезжими туристами на Кавказе. Причем, в отличие от собственных представлений Остапа, источником этой воистину лидерской мотивации была не алчность, не желание получить миллион на блюдечке с голубой каемочкой, а иные мотивы, корни которых следует искать в потребностях более высокого порядка, в самоутверждении, придании смысла собственной жизни, общественном признании. Полученные в конце концов деньги не приносят счастья: "Где уважение? Где почет? Где слава? Где власть?… Нет! Парад решительно не удавался, хотя все было на месте. Вовремя были высланы линейные, к указанному сроку прибыли части, играл оркестр. Но полки смотрели не на него, не ему кричали “ура!”, не для него махал руками капельмейстер". Отсюда — тщетные поиски смысла жизни у индийского философа и даже попытка послать миллион наркому финансов.
Кооператор, заговорщик и пожароинспектор
Лидер не существует вне последователей, которых нужно не только увлечь, но и организовать. На первый взгляд, Бендер является непревзойденным мастером организации. Его социальные навыки и исключительная гибкость дают ему многочисленные возможности получить дополнительный и, как правило, бесплатный кадровый резерв. Причем за редким исключением Бендер использует уже существующие структуры (коммунальная квартира, кинофабрика, учреждение и т.д.), которые служат временными организационными рамками, помогающими компенсировать недостатки его постоянных спутников. Даже создаваемые Остапом эфемерные организации — от "Союза меча и орала" в Старгороде или "Шахклуба четырех коней" в Васюках до черноморского отделения арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт — были рабочими инструментами для решения текущих задач, прежде всего добывания денег на повседневные расходы, и исчезали, выполнив свою задачу.
Отдавая себе отчет в необходимости организации для достижения собственных целей (например сбора компромата на Корейко) и получая удовольствие от процесса организационного строительства, Бендер все же не смог создать ни одной организации со сколько-нибудь продолжительным "периодом полураспада". Даже его любимое детище "Рога и копыта" просуществовало недолго — до визита милиции, которая повела зицпредседателя Фунта "в дом из красного кирпича, к окнам которого по странному капризу архитектора привинчены толстые решетки".
Схожая участь постигла множество ОАО и ЗАО, созданных в последнее десятилетие с целью получения быстрых доходов за счет "облегчения" карманов доверчивых граждан или присвоения активов не слишком внимательного государства. В основе их банкротства лежат те же причины — сугубо утилитарный подход к их созданию и существованию, краткосрочное транзакционное мышление (максимизация дохода от одной сделки) их лидеров и полное пренебрежение к клиентам и сотрудникам, которые рассматриваются лишь как "расходный материал" в большой игре.
Подобный взгляд на организацию четко прослеживается в том, как Бендер управляет своими последователями. Остап не знаком с управленческими теориями, поэтому действует "так, как подсказывал ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация". Он создает гибкие структуры, в которых роли его последователей определены достаточно расплывчато, однако вся полнота власти принадлежит ему. Он, как и многие российские предприниматели 1990-х годов, жесткий лидер, исповедующий командный стиль управления, единолично принимающий все решения и требующий их беспрекословного исполнения. Остап выдает четкие инструкции Балаганову: "1. Случайно встретиться с господином Корейко на улице. 2. Не бить его ни под каким видом… 3. Отобрать все, что будет обнаружено в карманах... 4. Об исполнении донести". Бендер не останавливается ни перед чем, чтобы добиться повиновения: с его "медной ладонью" пришлось познакомиться Воробьянинову, с "каучуковым кулаком" — Паниковскому.
При этом Бендер хорошо знает пусть минимальные, но способности своих последователей и активно использует их с учетом конкретной ситуации. Бывший предводитель дворянства Воробьянинов успешно дебютирует в ролях "гиганта русской демократии и особы, приближенной к императору", курьера, изымающего стул у Изнуренкова, кассира перед сеансом шахматной игры в Васюках и нищего в летнем саду Кисловодска. В то же время Остап не делает ничего, чтобы научить своих последователей хоть чему-нибудь из того, что знал и умел, не рассматривая такую деятельность как эффективное использование своего времени.
При всем пренебрежительном отношении к возможностям своих соратников ("работники из вас — как из собачьего хвоста сито") у Остапа проявляется еще одна весьма распространенная среди российских лидеров всех времен черта — патернализм. Полностью отказывая своим последователям в способности действовать самостоятельно и требуя безусловной лояльности, он берет их под свою защиту и опеку. Бендер выручает неудачно изображавшего слепого Паниковского из рук решительно настроенной толпы, спасает Козлевича из плена положивших глаз на "Антилопу" ксендзов. На деньги, полученные от американцев — любителей самогона, Остап одевает антилоповцев, на средства кинофабрики преподносит им "гостинцы": Шуре Балаганову Бендер подарил кожаный бумажник и "чтец-декламатор" в дерматиновом переплете, Паниковскому была выдана небольшая сумма и розовый галстук с синими цветами, Козлевич получил 50 рублей на бензин и брелок в виде компаса, который очень подошел к его толстым серебряным часам. В результате созданная им организация скорее напоминает разбойничью шайку (каковой она по сути и является) с заботливым "батькой" во главе, чем группу реализующих великую идею единомышленников.
Патернализм Бендера оборачивается для него серьезной проблемой — трезво оценивая своих подручных, он тем не менее не хочет от них избавляться: "Балаганов очень мил, но глуп. Паниковский — просто вздорный старик. А Козлевич — ангел без крыльев. Он до сих пор не сомневается в том, что мы заготовляем рога для нужд мундштучной промышленности". Однако именно с такими соратниками он "продолжает заседание". Скорее всего, этот парадокс объясняется нарциссизмом Остапа, которому был нужен фон для оттенения своего величия. Так поступают и многие другие куда более опытные лидеры, которые часто окружают себя посредственностями. Как показывает опыт Бендера, это весьма опасный подход — безликий Воробьянинов полоснул его бритвой по горлу перед походом за последним стулом. Хотя, может быть, все гораздо проще, и Бендер по-своему любит своих последователей, как любят несостоявшихся детей преуспевшие в жизни родители. У него "большое сердце", способное к бескорыстной любви: "В душе великий комбинатор привязался к одичавшему предводителю. “Без него не так смешно жить”, — думал Остап".
В отличие от более успешных лидеров, Остап не может похвастаться глубоким пониманием собственных потребностей и построить свою деятельность так, чaтобы добиться их удовлетворения.
Его поведением управляет не мистический образ Рио, где "полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах", а жажда деятельности, стремление к достижению результата, недоступного простым смертным. В этом смысле Остап похож на многих ставших известными бизнес-лидерами предпринимателей от Генри Форда до Била Гейтса, для которых конечный результат (богатство) не имел практически никакого значения, зато работа по его созданию (движение) означала все. Бендер явно скучает, получив свой миллион, и мечтает о новых проектах. Он не может сидеть без дела, называя себя "свободным художником" и "холодным философом", и пытается покинуть СССР, прежде всего потому, что в стране практически исчезли возможности для частного предпринимательства.
Эта энергия не затухает в нем даже в момент неудачной попытки пересечения румынской границы. Обобранный до нитки и избитый в кровь, Остап начинает обдумывать свой следующий, пусть и более скромный проект: "Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы".
Харизма или манипуляторство?
Как бы Бендер ни относился к своим подчиненным, он, как и многие современные предприниматели, не слишком утруждал себя анализом их потребностей или эмоционального состояния, предпочитая тратить свои усилия на клиентов — Корейко, Грицацуеву, супругов Щукиных. Интуитивно понимая необходимость воодушевить свое окружение притягательной целью, он не терзался по поводу ее определения. Открывая пустую папку с будущим "делом А.И. Корейко", он говорит антилоповцам: "Там внутри есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, мало поношенный смокинг, лакей-японец, собственный бильярд, платиновые зубы, целые носки, обеды на чистом животном масле и, главное, мои маленькие друзья, слава и власть, которую дают деньги". Эта яркая картина, безусловно, возбуждает последователей великого комбинатора, однако возбуждение скоро исчезает, так и не став устойчивой мотивацией. У них другие проблемы, совершенно иной жизненный горизонт — сытный ужин гораздо конкретнее и привлекательнее мистического Рио.
Бендеру не удается увлечь своих компаньонов общим видением будущего, которое наступит после реализации их проекта, поднять уровень их мотивации и энергии на качественно более высокий уровень, а следовательно, приходится прибегать к традиционным управленческим методам — материальному стимулированию, штрафам, угрозам увольнения ("Это кончится плохо. Я вас уволю, тем более что ничего социально ценного вы собою не представляете", — предупреждал Остап Балаганова и Паниковского) и даже побоям. Впрочем, великий комбинатор отнюдь не комплексует по поводу низкой мотивированности своих последователей, он уверен, что они всегда будут плясать под его дудочку. Поэтому таким сюрпризом для Бендера стало решение экипажа "Антилопы" покинуть его в решающий момент погони за подпольным миллионером.
В отличие от действительно эффективных лидеров, Остап никогда не придавал особого значения мыслям и чаяньям своих подчиненных, отдавая предпочтение манипулированию наряду с откровенным насилием, и не смог создать устойчивой эмоциональной связи с ними, цементировавшей бы их маленькую организацию.
Впрочем, Бендера, как и многих быстро исчезнувших с российского делового Олимпа бизнесменов начала 1990-х, легко понять — он вырос в иерархической российской культуре, где простым исполнителям традиционно отводилась роль "материала", если не пушечного мяса; сформировался в жесткой, полууголовной реальности переходного периода, функционировавшей по принципу "выживает сильнейший", причем зачастую в прямом смысле; познакомился с Бутырской тюрьмой. Да и управленческого опыта у тридцатилетнего комбинатора не так уж много.
Подводя итоги предпринимательской деятельности Бендера, трудно назвать его эффективным лидером — результаты были достигнуты лишь частично, воспользоваться ими не удалось, последователи или разбежались, или, того хуже, пытались отправить своего лидера на тот свет. Однако есть в Бендере что-то, что делает его образ неудачника не только бесконечно смешным, но и удивительно притягательным для наших соотечественников — как для предпринимателей, так и для наемных работников. Эта притягательность становится особенно очевидной при сравнении великого комбинатора с гораздо более удачливым бизнесменом — Александром Ивановичем Корейко.
Остап не ошибся, произнеся фразу о том, что "раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много". Корейко сколотил немалое по тем временам состояние — 10 миллионов рублей. С учетом того, что в конце 1920-х годов паритет соврубля на черном рынке превысил курс золотого царского (9,5 царского за один советский), а доллар США обесценился за 70 лет примерно в 10 раз, то ликвидность Корейко составляла бы в наши дни порядка 100—120 миллионов долларов. Эта внушительная сумма была получена за счет не слишком изощренного присвоения государственных средств, создания компаний-однодневок и откровенного воровства. Александр Иванович не гнушался никакими способами добывания и сохранения денег. Вспомним его желание отправить Бендера "…малой скоростью в разные города", предварительно разрезав его на куски.
В отличие от своего оппонента, Бендер соблюдал определенные правила игры, даже если они стесняли его деятельность. Остап называл воровство "бесцельной тратой сил и энергии". И хотя он не всегда следовал этому девизу, великий комбинатор настаивал на том, что он не налетчик, а "идейный борец за денежные знаки": "Заметьте себе, Остап Бендер никогда никого не убивал. Его убивали — это было. Но сам он чист перед законом.
Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный Кодекс. Это моя слабость". Судя по всему, уважение к закону внушило великому комбинатору не только то, что "мама …познакомила его в детстве с этой доктриной", но и знакомство с советской пенитенциарной системой в камере Бутырской тюрьмы в 1922 году.
Сделав соответствующие выводы, Остап решил не связываться с государством: "Иной набросился бы, конечно, на какое-нибудь беззащитное государственное учреждение, но это не в моих правилах. Вам известно мое уважение к Уголовному Кодексу. Нет расчета грабить коллектив. Дайте мне индивида побогаче".
Стоявший во главе разветвленной преступной сети Корейко скрывался под личиной ничтожного служащего с сорокашестирублевым окладом как от государства, так и от своих сотрудников: "В разных концах страны на него работали большие и малые пройдохи, но они не знали, на кого работают. Корейко действовал только через подставных лиц. И лишь сам знал длину цепи, по которой шли к нему деньги". Бендер предпочитал работать открыто, улыбаясь своим "клиентам" и последователям.
Корейко, безусловно, по-своему талантлив, энергичен, рационален и решителен. Однако ему явно недостает эмоциональной составляющей, уверенности в себе и доверия к другим людям, без которых невозможно стать действительно успешным предпринимателем. В современных терминах Корейко можно назвать депрессивным и подозрительным лидером, ему присущи пессимизм, постоянное ожидание худшего, боязнь подвоха и связанные с этим настороженность в отношении окружающих, недоверчивость к партнерам и тем более последователям. При малейшей опасности такой руководитель не задумываясь обрубает звенья контролируемой им сети, чтобы избежать любых неприятностей. Наверное, такой стиль во многом объясняется спецификой его (противозаконной) деятельности, возможно, он действовал бы по-другому в нынешних условиях куда более свободного предпринимательства.
Хотя проекты Бендера вряд ли можно считать более привлекательными с моральной стороны, чем занятия его главной жертвы, его поведение вызывает большую симпатию у читателя. Не дотягивая до эффективного харизматического лидера, Бендер в то же время не может работать в одиночку, без аудитории. Ему нужны младшие партнеры и зрители, которые бы оттеняли его достижения. Лидерский стиль Бендера можно назвать драматическим — ему присуще стремление быть первым во всем, не просто достигать результата, а делать это красиво и прилюдно. Именно поэтому его так разочаровала жизнь подпольного миллионера, которым он в конце концов становится. В то же время Остап достаточно хорошо контролирует присущий ему нарциссизм, прежде всего за счет острой иронии, в том числе и в отношении себя самого. При своем невысоком мнении относительно способностей своих последователей он умеет делегировать и неоднократно делает это, несмотря на периодические неудачи.
Попробуем подвести некоторые итоги и ответить на заданный в самом начале статьи вопрос — был ли Остап-Сулейман эффективным лидером?
Бендер, безусловно, обладал многими лидерскими компетенциями — уверенностью в себе и способностью контролировать и направлять в нужное русло собственные эмоции и поведение, способностью понимать эмоциональное состояние окружающих и управлять, часто за счет откровенного манипулирования, их поведением, исключительной мотивацией и направленной во вне энергией, гибкостью, решительностью, аналитическим умом, способностью усваивать новые знания и извлекать уроки из чужих и собственных ошибок. Наиболее серьезными пробелами в его наборе лидерских навыков являлись отсутствие понимания, даже интуитивного, своих потребностей и мотивов и краткосрочное мышление. Эти недостатки объясняются, скорее всего, весьма молодым возрастом командора и спецификой российской национальной культуры, в которой не принято заглядывать далеко вперед или задумываться над собственными ценностями, потребностями и жизненной стратегией. С приобретением опыта он, скорее всего, ликвидировал бы эти пробелы, поскольку и пониманию себя, и долгосрочной ориентации научиться гораздо легче, чем экстравертности или энергичности.
Обладая завидным набором компетенций, Бендер тем не менее не стал эффективным лидером — результаты его деятельности можно охарактеризовать скорее как неудачу, чем успех, да и вдохновить своих последователей на качественно более высокий уровень производительности ему явно не удалось. Об этом свидетельствуют судьба сокровищ мадам Петуховой, покушение Воробьянинова на жизнь Остапа, а главное — невозможность использовать добытый у Корейко миллион в СССР и провал попытки вывоза его за рубеж.
Хрупкая мечта детства великого комбинатора — Рио-де-Жанейро — разбилась вдребезги на льду пограничной с Румынией речки.
Он использовал свои навыки для решения текущих задач и добивался определенных позитивных результатов в условиях крайне ограниченных ресурсов. Бендер, несомненно, был неплохим менеджером, особенно во второй части дилогии, что лишний раз демонстрирует его гибкость и обучаемость.
Лучше всего Бендер играл институционную роль лидера, он неплохо использовал для достижения своих целей существующие организации и достаточно эффективно управлял своими последователями. Однако ему гораздо хуже удавалась харизматическая роль вдохновителя, особенно в отношении своих "постоянных сотрудников" — Воробьянинова и экипажа "Антилопы".
Развивающую роль в отношении своих последователей великий комбинатор просто игнорировал, не понимая ее значения для достижения успеха или не считая своих подопечных способными к развитию.
В определенной мере низкий уровень его последователей послужил причиной неудач Бендера. Однако это все же не было главным: при необходимости Остапу удавалось успешно выступать в роли косвенного лидера, используя множество людей и организаций в своих целях вопреки их воле, а порой даже без их ведома.
Главное, судя по всему, в ином — в крайне неблагоприятных для реализации его идей условиях Советской России конца 1920-х — начала 1930-х годов, где самостоятельная деятельность в сфере бизнеса была поставлена вне закона. Не удивительно, что уважение к Уголовному кодексу привело Бендера к мысли о загранице как единственном шансе для самореализации предпринимателя: "Я хочу отсюда уехать. У меня с советской властью возникли серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я нет".
Впрочем, мы бы не стали исключать возможности превращения Бендера в эффективного управдома, а потом и министра коммунального хозяйства молодой Советской Республики — его энергия и гибкость в сочетании с горьким опытом попыток найти применение миллиону в СССР и пересечения границы вполне могли сделать великого комбинатора успешным советским чиновником, особенно в сфере торговли или коммунального хозяйства.
Сегодня, 70 лет спустя после выхода в свет романов И. Ильфа и Е. Петрова (1927 и 1930 гг.), социальные и экономические условия в стране радикально изменились. Нет сомнений, что в наше время великий комбинатор сумел бы реализовать свои лидерские компетенции с гораздо более весомыми результатами. Причем если бы предприниматели типа Корейко — антипода Остапа по части человеческих качеств, деловых методов и лидерского стиля — преуспели в начальный период перехода России к рыночной экономике, то Бендер имел бы большие шансы на успех сегодня и завтра в экономике с новыми правилами игры, которой нужны лидеры с человеческим лицом и уважением к Уголовному кодексу.
Цитаты:
А доисторические животные в матрацах не водятся?
Вам памятник нужно нерукотворный воздвигнуть.
Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы.
- Ваше политическое кредо? - Всегда!
В Васюках надо устроить международный шахматный турнир.
Вино, женщины и карты нам обеспечены.
Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро!
Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.
Вы в каком полку служили?
Вы мне в конце концов не мать, не сестра и не любовница. (Воробьянинову)
Заграница нам поможет.
Заседание продолжается, господа присяжные заседатели.
Знойная женщина, мечта поэта.
Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун.
Какие деньги? Вы, кажется, спросили про какие-то деньги?
Контора пишет.
Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.
Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Мы чужие на этом празднике жизни.
Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет.
Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит.
Не будьте божьей коровой.
Ну, пока! Пишите письма!..
Ну ты, жертва аборта!
Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
От мёртвого осла уши.
Почем опиум для народа?
Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму.
Пятьсот рублей могут спасти гиганта мысли.
Россия вас не забудет!
Скоро только кошки родятся.
Тайный союз меча и орала!
У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
Это почему ж так много? Овес нынче дорог?
Я дам вам парабеллум.
А нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны. Едем.
Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения.
Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?
А что, разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?
А шкафчик-то типа «Гей, славяне!» Тут много не возьмешь.
…Верно, Шура?
Вы произошли не от обезьяны, как все остальные граждане, вы произошли от коровы.
Вы что-то делали там на полу? Делили деньги?
Графиня изменившимся лицом бежит пруду.
Грузите апельсины бочками братья Карамазовы
Командовать парадом буду я!
Кстати, о детстве. В детстве таких, как вы, я убивал на месте. Из рогатки.
Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?
Может быть, мы именно хотим эх-прокатиться?
…На блюдечке с голубой каёмочкой.
Не делайте из еды культа.
Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не получилось. Придётся переквалифицироваться в управдомы.
Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже.
Нет, я не буду душить его подушкой или бить по голове воронным наганом…
Неужели не узнаете? А между тем многие находят, что я поразительно похож на своего отца.
Оригинальная конструкция, заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера? Небольшое приспособление — и получилась прелестная колхозная сноповязалка.
Прах покойного был вынесен на руках близкими и друзьями.
Только не надо стрелять в люстру, это лишнее.
Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!
Храм спаса на картошке.
Что, разве геноссе Полыхаев еще не приходил? Странно.
Широкие массы миллиардеров знакомятся с бытом новой, советской деревни.
Шура, голубчик, восстановите статус-кво!
Я не протягиваю лапу за кислым исполкомовским рублём.
Я сын лейтенанта Шмидта.
Я хочу отсюда уехать. У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу.
Комментарии
Не так давно вышла книга "Метаморфоза Остапа Бендера" (автор - Виктор Боев).
Любопытно было бы узнать Ваше мнение о новом образе Остапа Бендера
RSS лента комментариев этой записи.