Источники
Data: 07.05.2010 12:52 |
Автор: AdministratorКамбэй Симада (Такаси Симура) — лидер группы. Горобэй Катаяма (Ёсио Инаба) — второй самурай, нанятый Камбэем. Ситиродзи (Дайсукэ Като) — третий в группе, бывший друг Камбэя, которого тот случайно встречает в городе. Хэйхати Хаясида (Минору Тиаки) — самурай, нанятый Горобэем. Не очень способный воин, но остроумный и находчивый человек. Кацусиро Окамото (Исао Кимура) — молодой юноша из аристократической семьи, мечтающий учиться у Камбэя искусству владения мечом. Кюдзо (Сэйдзи Миягути) — великолепный фехтовальщик и опытный воин, неизменно восхищающий Кацусиро. Поначалу не пожелал присоединитья к группе, но затем передумал. Кукитиё (Тосиро Мифунэ) — седьмой член группы, на самом деле не являющийся самураем.
Главные злодеи:
Банда разбойников, терроризирующая небольшую деревню
Смотреть онлайн:
Семь самураев (1954). Часть 1.
Семь самураев (1954). Часть 2.
Япония, вторая половина XVI века. Жители одной из деревень узнают, что на их деревню собирается напасть бродячая банда и забрать урожай ячменя. Они отправляют троих крестьян в город, чтобы те попытались нанять для защиты деревни нуждающихся ронинов, которые согласятся служить только за еду, потому что больше ничего крестьяне предложить им не могут. Посланцы становятся свидетелями того, как опытный боец Камбэй Симада (Такаси Симура), переодевшись монахом, сумел голыми руками обезоружить и убить вора, захватившего в заложники ребёнка. Они рассказывают самураю о своей беде и Камбэй соглашается помочь им.
Постепенно Камбэй собирает небольшой отряд из нескольких опытных ронинов. К ним присоединяется также молодой самурай Кацусиро Окамото (Исао Кимура), который благоговеет перед Камбеем и хочет стать его учеником, и Кикутиё (Тосиро Мифунэ), который выдает себя за самурая, но на самом деле простой бродяга.
Отряд отправляется в деревню, жители которой не знают, чего они боятся больше — далеких пока бандитов или уже прибывших ронинов. Однако благодаря энергичному Кикутиё, который прекрасно знает жизнь и страхи крестьян, ронинам удается найти общий язык с земледельцами. Они начинают учить крестьян азам воинского дела, планировать оборону и окружать деревню частоколом.
Вскоре появляются разведчики бандитов. Камбэю и ронинам удаётся перехватить их. После этого трое из семи героев и крестьянин-проводник совершают вылазку в лесной лагерь и уничтожают ещё несколько разбойников, но и сами несут первые потери. Хотя банда и поредела, все равно голодающие разбойники, которым жизненно необходимо разжиться едой, решают напасть на деревню. Ронины и крестьяне отбивают их атаки одну за другой, продолжая нести потери. Выясняется, что у разбойников есть ружья, и некоторые из них самураям удаётся захватить. Камбэй заявляет, что хорошая крепость есть западня и реализует свой замысел, пропуская внутрь деревни небольшие отряды конных бандитов, которых истребляют в деревне.
Во время последней атаки на деревню самураи пропускают в деревню весь оставшийся отряд бандитов и уничтожают его, однако главари банды захватывают дом и отстреливаются из него. После битвы в живых остаются только Камбэй, его старый друг Ситиродзи и Кацусиро. Погибает и Кикутиё, который, хотя и был самозванцем, дрался как настоящий воин и заслужил честь быть похороненным рядом с героями.
Камбэй, Ситиродзи и Кацусиро покидают деревню, которая уже возвращается к мирной жизни. Самураи больше не нужны здесь.
Рецензия от Фельгья www.kinopoisk.ru
Япония — страна таинственная, для нас, гайдзинов, непонятная и интригующая. Их традиционная культура настолько не похожа на европейскую, что служит источником сотен удивительных фактов. В светском разговоре всегда интересно обсудить самураев, карате, гейш, чайную церемонию, сад камней, икебану, оригами или аниме… впрочем, последнее, как часть современной культуры, обсуждается, бывает, и в резких тонах (я его и сама не понимаю, это аниме), но в большинстве своем все японское обсуждается с восторженным придыханием.
Самураи в том числе. Бусидо, парные мечи, сеппуку, «должен жить так, будто уже умер», весьма своеобразное понятие о чести, ненормальная для современного европейца преданность сюзерену… впрочем, были самураи и без господина — ронины. Быть ронином было довольно унизительно и они обычно были бедны, поэтому часто вставали на путь преступления. Или становились наемниками. Вот как герои фильма.
Фильм у Куросавы получился очень… м-м, сложно подобрать слово, личный? теплый? дружественный? В общем, создается впечатление, что ты не смотришь зрелище, не слушаешь историю, а знакомишься с людьми. И они, хотя и японцы, какие-то понятные, эти люди. Они шутят, злятся, горюют и боятся, и ты понимаешь их, словно нет этого культурного разрыва между востоком и западом.
Вот, например, юный самурай Кацусиро. Явно не бедствующий, хорошо одетый, красивый юноша. Наивный еще и восторженный: никогда никого не убивал, не знал женщин и никогда никого не терял. Мечтал найти себе сенсея, чтобы стать «настоящим самураем». Довольно типичный, вроде бы, образ, но эпизод с веткой сакуры показывает нам, что он живой человек. Действительно, мальчишка — сорвал цветущую веточку, намеревался уже собрать букетик, а потом вдруг, встретив другого человека с букетом, вспомнил, что нюхать цветочки — занятие, недостойное мужчины. И так застеснялся и рассердился…
А как о нем заботится его сенсей, с какой отцовской теплотой старается уберечь от этого самого бытия «настоящим самураем», потому что прекрасно знает, каково это — кровь, потери, холод долга. Хороший, добрый человек Камбэй, из чистого альтруизма согласившийся защищать деревню от бандитов.
Да и все семеро — в общем, достойные люди. Даже холодный суровый Кюдзо, даже бешеный Кукитиё весьма человечны. Последний — человек, конечно, странный… очень резкий, диковатый, нервный. Быть может, простоват, но есть в нем какая-то мудрость, и боец он храбрый. В отличие от собратьев по оружию, он носит не катану, а, видимо, одати… он не такой, как они, и на знамени их маленького отряда его не зря изобразили треугольником, а не кружком.
Крестьяне — тоже не безликая масса. Рикити, довольно приятный молодой парень, никак не способный справиться с горем — у него похитили жену. Страстно желающая жить девушка Сино, которую отец глупо пытался «уберечь», переодев мальчиком. Несчастная старуха, потерявшая всех и ставшая более самураем, чем самураи — не желающей жить, только убивать.
Фильм получился не столько боевиком, сколько «за жизнь». Ключевой его момент — обвинительная речь Кукитиё. Он обвиняет крестьян за то, что они почти перестали быть людьми, стали жестокими, хитрыми животными; и обвиняет самураев — за то, что они в этом виноваты, отнимая у крестьян последнее. Люди, жизнь которых — искусство убийства, говорит Куросава устами своих героев (Кукитиё и, в финале, Камбэя), должны уйти, проиграть. Не потому, что они плохие. А потому, что объединение крестьян и самураев (в самом общем смысле) невозможно. Пережив вместе битву за деревню, проливая кровь друг за друга, даже влюбившись друг в друга (самурай в крестьянку), те и другие все равно остались разделены. И в конце концов оказывается, что у тех крестьян, что выжили, есть жизнь — они собирают урожай и поют, веселятся… а у тех самураев, что выжили, есть только мечи. Что их ждет в будущем?.. очередные сражения? смерть в бою? сеппуку? Ничего, в общем, хорошего.
Люди войны бывают необходимы, но будущее останется — если будут благосклонны боги — людям мира. Пока что люди не перековали мечи на орала. Но в искусстве, как раз где-то с середины двадцатого века и по сей день все чаще поднимается тема, что пора прекращать войны, и звучит надежда, что «когда-нибудь это время наступит». Куросава, правда, говорил немного не об этом… он сам сочувствовал скорее самураям, проигравшим, этой кровавой, но яркой, сильной части истории своей страны… но сейчас, ретроспективно, можно воспринять фильм и так.
Интересные факты:
Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма — какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее.
Актёр Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием. Впечатление его боевого мастерства создано правильно выбранными ракурсами съемки боевых эпизодов и филигранным монтажом.
Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
Роль Кикутиё стала любимой для актёра Тосиро Мифунэ, который всю жизнь помнил каждое произнесённое его героем слово.
Премьера фильма в Японии состоялась 26 апреля 1954 года.
Оригинальная длительность фильма составила 203 минуты. В США и Европе фильм шёл в обычном прокате в версии, сокращённой до 141 минуты.
В 1954 году фильм получил «Серебряного льва св. Марка» на XV Международном Венецианском кинофестивале, а также номинировался на «Золотого льва».
В 1956 году фильм был номинирован на три премии Британской киноакадемии в категориях «Лучший фильм» и «Лучший зарубежный актер» (Тосиро Мифунэ и Такаси Симура).
В 1957 году фильм номинировался на «Оскар» в номинациях «Лучшие костюмы в чёрно-белом фильме» и «Лучшая работа художника-постановщика в чёрно-белом фильме», но премии не получил.
В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов», «Битва за пределами звёзд»). Существует аниме «7 самураев» (2004), в которой сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала Star Wars The Clone Wars посвящен Акиро Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной.
Вообще, сюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. А в одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев» (а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть).
Советский Союз тоже не смог пройти мимо такой сюжетной завязки. В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», где в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
По материалам www.ru.wikipedia.org