Мифы и легенды
Data: 06.05.2010 00:44 |
Автор: Administrator
Хаген из Тронье (Hagen von Tronje, Hagen von Troia) — персонаж германско-скандинавского эпоса (в частности: «Песнь о Хёгни, убийце Сигурда», «Сага о Тидреке») и один из ведущих персонажей «Песни о Нибелунгах». Hagen — германская форма его имени, средневерхненемецкая — Hagene, скандинавская — Högni или Hogni.
Источник: Песня о Нибелунгах, скандинавские мифы, Сага о Вельсунгах
Вид: отрицательные герои германского и скандинавского эпоса и мифологии
Хаген в «Песне о Нибелунгах»
В «Песне о Нибелунгах» Хаген фигурирует как Хаген из Тронье. Тронье иногда отождествляется с городом Троген в Бельгии, иногда — с мифической Троей. (В поэме «Вальтарий» IX-го века н упоминается как «потомок троянского рода») В молодости Хаген воспитывался у короля гуннов Этцеля (Аттилы), отчего обладает знаниями о гуннах. В поэме Ортвид Мецский называет его «дядей» (стих 83).
Хагену вообще присуще мифическое всезнание. Например, в 3-й авентюре «Песни…» король Гунтер посылает за Хагеном в момент приезда Зигфрида и Хаген с первого взгляда узнает Зигфрида (хотя ранее его не видел) и выдает о нём подробную информацию. В 24-й авентюре Хаген предскажет гибель бургундов в стране гуннов. В 25-й авентюре он совершает эпический подвиг: в одиночку перевозит 10-тысячный отряд бургундов через Дунай.
Образ Хагена сложен и неоднозначен. В первой части «Песни…» он скорее отрицательный персонаж. Он — основной двигатель конфликта между Зигфридом и Гунтером. Именно он наводит королей на мысль убить Зигфрида и организует это убийство. Именно он коварно выведывает уязвимое место на теле Зигфрида у его жены, и поражает его копьём в спину. Именно он подбрасывает труп Зигфрида на порог дома Кримхильды.
Памятник в Вормсе.Однако во второй части поэмы Хаген совершает подвиг с переправой через Дунай, узнает будущее бургундов у предсказательниц, под страхом смерти отказывается выдать Кримхильде тайну клада Нибелунгов. Хаген демонстрирует черты доблестного воина, но от этого не делается менее коварным и жестоким: убивает юного сына Этцеля, без какой-либо причины отрубает руку придворному скрипачу (ср. с Карной «Махабхараты», также сочетающим доблесть с жестокостью). Хаген погибает позорной смертью (от руки женщины), которая ужасает Хильдебранда и Этцеля. Хильдебранд произносит: «Себе я не прощу, коль за бойца из Тронье сполна не отомщу» — и убивает Кримхильду в присутствии её мужа, причём последний не противодействует. Кримхильда (положительный персонаж первой части поэмы) понесла заслуженную смерть за убийство Хагена (отрицательного персонажа первой части поэмы).
Когда Зигфрид собирается ехать в страну бургундов, его отец отдельно предупреждает его о Хагене:
Но помни: люди Гунтера спесивы и горды
А смелый Хаген стоит всех прочих, взятых вместе.
Ревниво он печётся о королевской чести
Гляди, мой сын, чтоб ссоры у вас не вышло с ним,
Коль мы к такой красавице посвататься решим.
(строфы 53-54)
Хаген в скандинавском эпосе
В скандинавских версиях Хаген (Хёгни) часто положительный персонаж, в основной массе песен «Старшей Эдды» он не убивает Сигурда-Зигфрида, а даже заступается за него перед своим старшим братом. В «Краткой песни о Сигурде» Хёгни пытается отговорить Гуннара от злодейского убийства их побратима Сигурда:
Не подобает нам
Так поступать —
Мечом рассечь
Нами данные клятвы.
Исключением является песня «Речи Хамдира», древнейшая в Эдде, где упоминается «Подвиг Хёгни»:
Хамдир сказал,
духом отважный:
«Не похвалила б ты
подвига Хёгни,
когда они Сигурда
сон прервали,
ты сидела на ложе,
а убийцы смеялись».
Но и в этой песне «Старшей Эдды» главным виновником убийства предстаёт не Хёгни, а его старший брат: «Сигурд скончался… — в том Гуннар виновен!»
В «Саге о Тидреке» Хаген-Хёгни — сын сверхъестественного существа альба и матери королей Бургундии, т. е. приходится сводным братом бургундским королям. В такой трактовке поведение Хагена обретает мифический смысл: он не просто убивает Сигурда, а мстит ему за альбов, у которых Сигурд отнял клад. Он является своего рода орудием, которое несёт смерть обладателям проклятого клада.
В исландской «Песне об Атли» (IX в.) и в «Речах Атли» (XII в.) Хёгни умирает мучительной смертью: ему вырезают сердце.
«Пусть сердце Хёгни
в руке моей будет,
сердце кровавое
сына конунга,
острым ножом
из груди исторгнуто».
В гренландской «Песне об Атли» сохранилась более древняя версия смерти Хагена. Основное отличие заключается в том, что в «Песни об Атли» Гудрун мстит своему мужу Атли за то, что он убил её братьев Гуннара и Хёгни, тогда как в «Песне о Нибелунгах» Кримхильда (Гудрун), наоборот, мстит братьям за то, что они убили её мужа Зигфрида (Сигурда). Более древняя форма сказания отражает мораль родового общества (братья ближе мужа), менее древняя — мораль феодального общества (муж ближе братьев).
По материалам www.ru.wikipedia.org