Книги
Data: 22.07.2010 03:20 |
Автор: Administrator
Шерлок Холмс (англ. Sherlock Holmes) — литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлом. Его произведения, посвященные приключениям Шерлока Холмса, знаменитого лондонского частного сыщика, считаются классикой детективного жанра. Лучшее воплощение образа сыщика создал Василий Ливанов.
Автор: Артур Конан Дойль
Источники: Серия рассказов и повестей Артура Конан Дойля
Вид: известные сыщики в литературе
В общей сложности Шерлок Холмс появляется в 56 рассказах и 4 повестях Артура Конан Дойла. В большинстве случаев повествование ведётся от имени друга и спутника Холмса — доктора Уотсона. (В традиции русскоязычных изданий принято называть компаньона Холмса Ватсоном).
Первая книга о знаменитом детективе, повесть Этюд в багровых тонах, написана Артуром Конан Дойлом в 1887 году. Последний сборник, Архив Шерлока Холмса опубликован в 1927 году.
Сам Конан Дойл считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом». Кроме того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе, тогда, как Конан Дойл считал себя прежде всего великим автором исторического романа. В конце концов Конан Дойл решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с профессором Мориарти (крестным отцом английской мафии, как сказали бы сейчас) у Рейхенбахского водопада.
Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены королевской семьи, заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика.
Биография
Сам Артур Конан Дойл в своих произведениях никогда не сообщал о дате рождения Шерлока Холмса. Предположительно, год его рождения — 1854. «Его прощальный поклон».
Поклонниками творчества Конан Дойля предпринимались попытки установления более точной даты рождения Шерлока Холмса. В частности, высказывалось предположение о дате 6 января. Дата была рассчитана неким Натаном Л. Бенгисом на основании сопоставления отрывочной информации из произведений Конан Дойля и астрологических изысканий (!). Частично гипотеза основана на том, что в повести «Долина ужаса» имеется косвенное указание на пьесу Шекспира «Двенадцатая ночь» с относительной временной привязкой ко дню рождения Холмса. Дата достаточно распространена среди поклонников великого детектива, хотя в целом объективно не подтверждается.
О семье и предках Шерлока Холмса мало что известно. В рассказе «Случай с переводчиком» Холмс рассказывает: Предки мои были захолустными помещиками и жили, наверное, точно такою жизнью, какая естественна для их сословия.
Там же Холмс упоминает, что его бабушка была сестрой французского художника-баталиста Ораса Верне (1789—1863). В ряде произведений действует брат Шерлока Холмса, Майкрофт Холмс, который старше его на семь лет и работает в Министерстве иностранных дел. Так же в Подрядчик из Норвуда упоминается молодой врач Вернер, дальний родственник Холмса, который купил докторскую практику Уотсона в Кенсингтоне. О других родственниках Холмса упоминаний нет.
Ключевые даты жизни Шерлока Холмса следующие:
В 1881 году Холмс знакомится с доктором Джоном Ватсоном (если принять датой рождения Холмса 1854 год, то на этот момент ему около 27 лет). Он, по всей видимости, небогат, так как ищет компаньона для совместного съема квартиры. Тогда же они с Уотсоном переезжают на Бейкер-стрит, дом 221-б (Baker Street 221b), где совместно снимают квартиру у миссис Хадсон.
В 1888 году Уотсон женится и съезжает с квартиры на Бейкер-стрит. Холмс продолжает снимать квартиру у миссис Хадсон уже один.
В 1891 году разворачивается действие рассказа «Последнее дело Холмса». После схватки с профессором Мориарти, Холмс пропадает без вести. Уотсон (и вместе с ним практически вся общественность) уверен в гибели Холмса.
В период с 1891 по 1894 годы Холмс находился в бегах. После схватки с профессором Мориарти, пешком и без денег преодолел альпийские горы и добрался до Флоренции, откуда связался со своим братом и получил от него денежные средства. После этого Холмс отправился на Тибет, по которому путешествовал два года, посетил Лхасу и провел несколько дней у далай-ламы — видимо, Холмс опубликовал свои записки об этом путешествии под именем норвежца Сигерсона. Затем объехал всю Персию, заглянул в Мекку (очевидно, используя актерские навыки, так как согласно законам ислама посещение Мекки и Медины иноверцами исключается) и побывал с визитом у калифа в Хартуме (о чём представил отчет министру иностранных дел Великобритании). Вернувшись в Европу, Холмс провел несколько месяцев на юге Франции, в Монпелье, где занимался исследованиями веществ, получаемых из каменноугольной смолы.
В 1894 году Холмс неожиданно объявляется в Лондоне. После ликвидации остатков преступной группы Мориарти, Холмс снова поселяется на Бейкер-стрит, 221b. Туда же переезжает доктор Уотсон.
В 1904 году Холмс уходит от дел и уезжает из Лондона в Суссекс, где занимается разведением пчёл.
К 1914 году относится последнее описанное дело Холмса (рассказ «Его прощальный поклон»). Холмсу здесь около 60 лет («Ему можно было дать лет шестьдесят»). О дальнейшей судьбе Шерлока Холмса Артур Конан Дойль упоминает несколько раз. Из рассказа «Дьяволова нога», следует, что доктор Уотсон получил от Холмса телеграмму с предложением написать о «Корнуэлльском ужасе» в 1917 году, следовательно Первую Мировую оба друга перенесли благополучно, хотя и живут порознь. Далее в рассказе «Человек на четвереньках» доктор Уотсон опять косвенно намекает на дату опубликования этого дела для широкой общественности и о судьбе Холмса: Мистер Шерлок Холмс всегда придерживался того мнения, что мне следует опубликовать поразительные факты, связанные с делом профессора Пресбери, для того хотя бы, чтобы раз и навсегда положить конец темным слухам, которые лет двадцать назад всколыхнули университет и до сих пор повторялись на все лады в лондонских научных кругах. По тем или иным причинам, однако, я был долго лишен такой возможности, и подлинная история этого любопытного происшествия так и оставалась погребенной на дне сейфа вместе с многими и многими записями о приключениях моего друга. И вот мы, наконец, получили разрешение предать гласности обстоятельства этого дела, одного из самых последних, которые расследовал Холмс перед тем, как оставить практику…. Как-то воскресным вечером, в начале сентября 1903 года…
Уотсон говорит «мы получили», подразумевая, конечно, себя и Холмса, если действия героя рассказа, профессора Пресбери колыхали научные круги в 1903 году, и это было «лет двадцать назад», то нетрудно сделать вывод, что и Холмс, и Уотсон живы и здоровы в 1923 году.
Личность Холмса
При первой встрече с Шерлоком Холмсом («Этюд в багровых тонах») доктор Уотсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека: Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере.
Холмс — многогранная личность. Одновременно талантливый, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё.
Холмс — житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Большинство дел Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку».
В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Неприхотлив, безразличен к удобствам и роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире и тренируется в стрельбе по стене комнаты (выбивает выстрелами вензель королевы или просто расстреливает мух).
Холмс — убежденный холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь. Только один раз в жизни Холмс был, можно сказать, влюблен в некую Ирен Адлер, героиню рассказа «Скандал в Богемии».
Холмс курит крепкий табак. В повести «Этюд в багровых тонах» Уотсон заявляет, что Холмс не употребляет наркотики, но в «Знаке четырёх» мы видим его употребляющим кокаин внутривенно. О том какой табак курит Холмс, говорит вот этот отрывок:
…я вошёл в комнату и перепугался: не пожар ли у нас? — из-за того, что через дым едва брезжил свет лампы…
— «Собака Баскервилей»
Холмс в принципе не тщеславен, и в большинстве случаев благодарность за раскрытое преступление его мало интересует:
— Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остается вам?
— Мне? — сказал Холмс. — А мне — ампула с кокаином.
— «Знак четырёх»
Хотя, в ряде случаев Холмс выражает свою досаду по поводу такого положения вещей.
— Но ведь, наверное, нельзя терять ни секунды, — встревожился я. — Пойти позвать кэб?
— А я не уверен, поеду я или нет. Я же лентяй, каких свет не видел, то есть, конечно, когда на меня нападет лень, а вообще-то могу быть и проворным.
— Вы же мечтали о таком случае!
— Дорогой мой, да что мне за смысл? Предположим, я распутаю это дело — ведь все равно Грегсон, Лестрейд и компания прикарманят всю славу. Такова участь лица неофициального.
— «Этюд в багровых тонах»
Однако он довольно ревностно относится к сравнению своего таланта сыщика с другими европейскими детективами.
Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. Даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии, приходят лично к нему на приём. Холмс — театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона).
По версии Артура Конан Дойля Холмс владеет секретным боевым искусством барицу (baritsu). Боевого искусства с таким названием никогда не существовало, однако во времена Конан Дойля некий Эдвард Вильям Бартон-Райт давал в Лондоне уроки некого бартитсу, которое было тогда очень популярно. Автор либо перепутал название, либо специально его исказил, как и некоторые реальные события викторианской Англии.
Оружие и боевые искусства
Пистолеты: Холмс и Ватсон частенько держали пистолеты при себе; у Ватсона в ящике всегда лежал служебный револьвер, но говорится об этом лишь в 8 рассказах.
Трость: Холмс, являясь почтенным джентльменом, почти всегда ходит с тростью. Описываемый Ватсоном как эксперт в фехтовании, он дважды использует её как оружие. В рассказе Пёстрая лента он использует трость, чтобы наброситься на ядовитую змею.
Шпага: В повести Этюд в багровых тонах Ватсон описывает Холмса как человека, прекрасно владеющего шпагой, несмотря на то, что в рассказах он её никогда не использовал. Также шпага упоминается в рассказе Глория Скотт, где Холмс упражняется в фехтовании.
Хлыст: В некоторых рассказах Холмс появляется вооруженным хлыстом. В рассказе Установление личности он дает взбучку мошеннику с его помощью. Также с помощью хлыста он выхватывает пистолет из рук Джона Клэя в рассказе Союз рыжих и великолепно пользуется им для разбивания последнего бюста Наполеона из серии Шесть Наполеонов.
Бокс: Холмс описывается как отличный боец. В Знаке Четырёх он представляется боксёром-любителем: — Да нет же, Мак-Мёрдо, знаете, — вдруг добродушно проговорил Шерлок Холмс. — Я не думаю, чтобы вы забыли меня. Помните любителя-боксера, с которым вы провели три раунда на ринге Алисона в день вашего бенефиса четыре года назад?
На что Мак-Мёрдо отвечает: — Уж не мистера ли Шерлока Холмса я вижу?! — воскликнул боксер. — А ведь он самый и есть! Как это я сразу вас не узнал? Вы не стояли бы здесь таким тихоней, а нанесли бы мне ваш знаменитый встречный удар в челюсть, я бы тогда сразу узнал вас. Э-э, да что говорить! Вы из тех, кто зарывает таланты в землю. А то бы далеко пошли, если бы захотели!
Холмс часто использует навыки рукопашного боя в борьбе с противниками и всегда выходит победителем.
Боевые искусства: В рассказе Пустой дом Холмс рассказывает Ватсону о его схватке с профессором Мориарти и как с помощью отличного умения молотить руками он отправил его на покой в пучины Рейхнбахского водопада. Он утверждает, что умения драться в стиле баритсу не раз выручали его в жизни.
Знания и навыки
В первой повести, Этюд в багровых тонах, мы узнаем немало о личности Шерлока Холмса. В начале 1881 года он представился независимым студентом-химиком с крайне необычными интересами, почти все из которых делали его непревзойденным в раскрытии преступлений. (Когда он впервые появляется, он с криком восторга открывает новый метод обнаружения крови, в других же рассказах он ставит необычные эксперименты, иногда заполняя квартиру зловонными парами.) В рассказе Глория Скотт мы узнаем многое о прошлом Холмса, о том что сподвигло его стать детективом: отец его друга был восхищен его дедуктивными способностями. Холмс утверждает, что в этом ему помогает строгое соблюдение научных методов, особое внимание логике, внимательность и дедукция.
Также Холмс использует псевдонаучные методы: в рассказе Голубой Карбункул он предполагает, что человек, который носит шляпу большого размера, прекрасно интеллектуально подкован. Холмс нахлобучил шляпу себе на голову. Шляпа закрыла его лоб и уперлась в переносицу.
— Видите, какой размер! — сказал он. — Не может же быть совершенно пустым такой большой череп.
В повести Этюд в багровых тонах он утверждает, что не знает о том, что Земля вращается вокруг Солнца, так как эти сведения не важны в его работе. Услышав этот факт от Ватсона, он старается поскорее его забыть. Холмс говорит, что человеческий мозг имеет ограниченную ёмкость для хранения информации, и обучение бесполезным вещам сократит его способность к изучению полезных. Доктор Ватсон впоследствии оценивает способности Холмса таким образом:
Знания в области литературы — никаких.
Философии — никаких.
Астрономии — никаких.
Политики — слабые.
Ботаники — неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве.
Геологии — практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образцы различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона.
Химии — глубокие.
Анатомии — точные, но бессистемные.
Уголовной хроники — огромные, знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке.
Хорошо играет на скрипке.
Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксёр.
Основательные практические знания английских законов.
Однако в конце повести Этюд в багровых тонах оказывается, что Холмс знает латынь и не нуждается в переводе эпиграммы в оригинале, хотя знание языка имеет сомнительную ценность в детективном деле, разве что традиционно связано с анатомией. Позже в рассказах Холмс полностью противоречит тому, что писал о нём Ватсон. Несмотря на его равнодушие к политике, в рассказе Скандал в Богемии он немедленно признает личность предполагаемого графа фон Крамма; что касается несенсационной литературы, его речь изобилует ссылками на Библию, Шекспира, даже Гёте.
Кроме того, в рассказе Чертежи Брюса Партингтона Ватсон сообщает, что в ноябре 1895 года Холмс увлёкся монографией, которую он провёл по книге «Музыка средневековья», — самая эзотерическая область, которая должна была бы забить огромным количеством информации его изощренный ум и которая не имела абсолютно никакого отношения к борьбе с преступностью, но его знания монографии были настолько велики, что это стало последней каплей при установлении его личности. Чуть позже Холмс заявляет, что не хочет знать ничего, если это не имеет отношения к его профессии, а во второй главе повести Долина страха он заявляет, что «любые знания полезны для детектива», и ближе к концу рассказа Львиная грива описывает себя как «неразборчивого читателя с невероятно цепкой памятью на мелкие детали».
Холмс также отличный криптоаналитик. Он говорил Ватсону: «Я отлично знаком со всеми видами шифрования, также я написал статью, в которой проанализировал 160 шифров». Один из шифров он разгадывает с помощью частотного анализа в рассказе Пляшущие человечки.
Исследует доказательства как с научной точки зрения, так и с предметной. Чтобы определить ход преступления, часто исследует отпечатки, следы, дорожки от шин (Этюд в багровых тонах, Серебряный, Случай в интернате, Собака Баскервилей, Тайна Боскомской долины), окурки, остатки пепла (Постоянный пациент, Собака Баскервилей), сравнение писем (Установление личности), остатки пороха (Рейгетские сквайры), распознавание пуль (Пустой дом) и даже отпечатки пальцев, оставленные много дней назад (Подрядчик из Норвуда). Холмс также демонстрирует знание психологии (Скандал в Богемии), заманивая Ирен Адлер в ловушку, справедливо предполагая, что в случае пожара незамужняя бездетная женщина бросится спасать самое дорогое (в рассказе — фотографию), а замужняя женщина, мать семейства, бросится спасать прежде всего своего ребёнка.
Из-за передряг в жизни (или стремления оставить всё позади) Холмс удаляется в Суссекс, чтобы заняться пчеловодством («Второе пятно»), там же он пишет книгу «Практическое руководство по разведению пчёл». Как один из способов релаксации может также рассматриваться его любовь к музыке: к примеру, в рассказе «Союз рыжих» он берёт вечер, свободный от участия в деле, чтобы прослушать, как Пабло де Сарасате играет на скрипке.
Также он очень любит вокальную музыку, особенно Вагнера («Алое кольцо»).
Дедуктивный метод Шерлока Холмса
На основе всех фактов и улик строится полная картина преступления.
Отталкиваясь от полученной картины преступления, ищется единственно соответствующий ей обвиняемый.
С точки зрения терминологии, Холмс, скорее, пользовался «индуктивным методом» (общее суждение делается на основе частностей: окурок-оружие-мотив-личность, следовательно, мистер X — преступник). Дедукция, в этом случае, выглядела бы так: мистер Х — единственный человек с темным прошлым в окружении потерпевшего, следовательно, это именно он совершил преступление.
При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.
По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену.
— «Этюд в багровых тонах»
Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки, необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…
— «Пять зернышек апельсина»
Ключевыми моментами метода являются наблюдательность и экспертные знания во многих практических и прикладных областях науки, зачастую относящихся к криминалистике. Здесь проявляется специфический подход Холмса к познанию мира, сугубо профессиональный и прагматичный, кажущийся более чем странным людям, малознакомым с личностью Холмса. Обладая глубочайшими познаниями в таких специфических для криминалистики областях, как почвоведение или типографское дело, Холмс не знает элементарных вещей. К примеру, Холмсу не известен тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что эти сведения совершенно бесполезны в его работе.
Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак.
— «Этюд в багровых тонах»
Далее, используя свой метод, который Холмс называет дедуктивным, он вычисляет преступника. Обычный ход его рассуждений таков:
«Отбросьте все невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался.»
— «Знак четырёх»
Например, при расследовании дела о пропаже сокровищ Агры, Холмс сталкивается с ситуацией, когда преступник, по приметам и оставленным уликам, оказывается человеком невысокого роста с ногой, которая никогда не знала обуви. Отбросив все варианты, Холмс останавливается на единственном: это малорослый дикарь с Андаманских островов, — каким бы парадоксальным ни выглядел этот вариант.[7]
Необычная способность Холмса по мельчайшим признакам совершать поразительные догадки вызывает постоянное изумление Уотсона и читателей рассказов. Сыщик использует и тренирует эту способность не только в ходе следствия, но и в быту. Как правило, впоследствии Холмс досконально разъясняет ход своих мыслей, который постфактум кажется очевидным и элементарным.
Следствие
В большинстве случаев Холмс сталкивается с тщательно спланированными и сложно исполненными преступлениями. При этом набор преступлений достаточно широк — Холмс расследует убийства, кражи, вымогательства, а иногда ему попадаются ситуации, которые с первого взгляда (или в конечном итоге) вообще не имеют состава преступления.
Шерлок Холмс предпочитает действовать в одиночку, в одном лице выполняя все функции следствия. Ему помогают Джон Генри Уотсон и персонал Скотланд-Ярда, но это не носит принципиального характера. Холмс находит улики и, как эксперт, оценивает по ним причастность фигурантов преступления. Допрашивает свидетелей. Кроме того, зачастую Холмс непосредственно действует как агент сыска, занимаясь поиском улик и фигурантов, а также участвует в задержании. Холмс не чужд различных уловок — использует грим, парики, меняет голос. В некоторых делах ему приходится прибегать к полному перевоплощению, что требует искусства актёра.
В некоторых делах на Холмса работает группа лондонских беспризорных мальчишек. В основном Холмс использует их в качестве соглядатаев, оказывающих ему помощь при расследовании дел.
Холмс ведёт подробную картотеку преступлений и преступников, а также пишет монографии в качестве учёного-криминалиста.
Произведения
Повести
«Этюд в багровых тонах»
«Знак четырёх»
«Собака Баскервилей»
«Долина Ужаса»
Рассказы
Рассказы собраны в следующие сборники:
«Приключения Шерлока Холмса».
«Воспоминания Шерлока Холмса» (Записки о Шерлоке Холмсе).
«Возвращение Шерлока Холмса»
«Его прощальный поклон»
«Архив Шерлока Холмса»
Роль в культуре и литературе
Шерлок Холмс является одним из самых популярных литературных героев. Ещё при жизни Конан Дойля стали появляться авторы, пишущие рассказы о приключениях сыщика. В начале XX века российские писатели П. Никитин и П. Орловец создали цикл повестей о расследованиях Холмса в России. Рассказы о детективе писали также сын Конан Дойля Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр, Эллери Куин, Морис Леблан, Стивен Кинг, Рекс Стаут, Марк Твен, Джулиан Саймонс и даже президент США Франклин Рузвельт. Также Шерлок Холмс присутствует в сборнике Б.Акунина «Нефритовые четки».
Интересные факты
Родоначальником подобного дедуктивно-детективного жанра является, вопреки распространенному мнению, не Конан Дойл, а Эдгар По с его рассказом «Убийство на улице Морг». При этом сам Холмс весьма презрительно отзывался о дедуктивных способностях Огюста Дюпена, главного героя «Убийства на улице Морг» (повесть «Этюд в багровых тонах»).
Во времена написания рассказов о Шерлоке Холмсе дома с адресом Бейкер-стрит, 221b не существовало. Когда дом появился, на этот адрес обрушился поток писем. Одна из комнат этого здания считается комнатой великого сыщика. В фирме, расположенной по этому адресу, даже существовала должность сотрудника для обработки писем Шерлоку Холмсу. Впоследствии адрес Бейкер-стрит, 221b был официально присвоен дому, в котором расположился музей Шерлока Холмса (несмотря на то, что для этого пришлось нарушить порядок нумерации домов на улице).
Конан Дойл считал несерьёзными свои рассказы о Шерлоке Холмсе, поэтому решил его «убить» — распространённый приём писателей. После публикации рассказа «Последнее дело Холмса» на писателя посыпался ворох гневных писем. Существует неподтверждённая легенда о письме королевы Виктории Конан Дойлу, что смерть Шерлока Холмса — лишь хитрый ход сыщика. И писателю пришлось «оживить» персонажа.
Советские пять фильмов о Шерлоке Холмсе (1979—1986), главные роли в которых исполнили Василий Ливанов и Виталий Соломин, признаются одной из лучших постановок в кино даже англичанами, а с 23 февраля 2006 года можно говорить и о государственном уровне этого признания — на сайте посольства Великобритании в России появилась новость с заголовком «Василий Ливанов — кавалер ордена Британской Империи». Цитата:
Её Величество Королева Великобритании Елизавета II приняла решение наградить званием Кавалера Ордена Британской империи российского актёра Василия Ливанова. Об этом Посол Великобритании Тони Брентон сообщил вчера на приёме, посвященном 75-летию пребывания Посольства Великобритании на Софийской набережной. Сообщая эту новость присутствовавшему на приеме г-ну Ливанову Посол Брентон в частности сказал: «Когда я был ребенком, я очень любил Шерлока Холмса, и, посмотрев Ваши фильмы, я могу сказать, что Вы на него очень похожи. Именно таким он и был!»
В 2007 году монетный двор Новой Зеландии выпустил памятную серию из четырёх серебряных монет посвященную годовщине выхода книги в свет. На реверсе каждой монеты изображены основные персонажи знаменитых «Записок» в исполнении именно Российских актеров: Ливанова, Соломина, Михалкова, Зелёной и других.
На основе фильма в 2000 году был снят телесериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» с обрамляющим сюжетом о Конан Дойле, но популярности он не завоевал, а запомнился судебными разбирательствами за право показа.
27 апреля 2007 года в Москве на Смоленской набережной открылся памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону работы Андрея Орлова. В скульптурах угадываются лица актёров Василия Ливанова и Виталия Соломина, исполнявших в своё время роли соответственно Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон являются действующими персонажами повести Бориса Акунина «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых», в которой они вместе с Эрастом Фандориным противоборствуют Арсену Люпену.
В цикле произведений Пола Андерсона «Патруль времени» в событиях участвует персонаж, в котором легко узнать Шерлока Холмса.
В книге Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре» в событиях участвует персонаж, в котором легко узнать Шерлока Холмса.
В романе Сергея Лукьяненко «Геном» второстепенным персонажем является следователь-спец Шерлок Холмс, ему помогает доктор Уотсон, молодая женщина-«натурал» (то есть не-спец в терминологии романа). (Кроме того, следователь-спец, согласно сюжету, — клон человека по имени Питер Вальк, что является аллюзией на Питера Фалька, прославившегося как исполнитель роли лейтенанта Коломбо.)
В трилогии Сергея Лукьяненко «Остров Русь» английский сыщик всех времён и народов Шерлок Холмс вместе с доктором Ватсоном ищет российских подростков Костю и Стаса, которых Кащей спрятал в одном из «книжных» миров. Там же выясняются некоторые неопубликованные Конан Дойлем детали биографии сыщика и его помощника.
Борис Глаголин — первый исполнитель Шерлока Холмса на русской сцене
Первым исполнителем Холмса на русской сцене был артист Суворинского театра в Санкт—Петербурге Борис Глаголин (Гусев). В сезон 1906—1907 он заставил публику «неистовствовать от восторга», играя в спектакле «Шерлок Холмс», выдержавшем более пятидесяти представлений («хлебная» пьеса Суворинского театра того сезона — переведённая Протопоповым с немецкого, инсценировка рассказов А. Конан Дойля). Она бы прошла и больше, но М. А. Суворин и Б. С. Глаголин захотели удвоить успех, сочинив её продолжение (пьеса Б. С. Глаголина и М. А. Суворина «Новые приключения Шерлока Холмса», 1906); внимание публики разделилось и иссякло раньше, чем следовало ожидать. Борис Глаголин, играя Холмса, «преображался из стариков в молодых и обратно, действуя ловко, быстро и чётко», и был особенно хорош, по мнению отдельных критиков, в тех сценах, где прикидывался простаком. Критика считала, что Холмс воспринят публикой, как «гений полиции—вседержительницы, разумной, справедливой, неподкупной», что успех спектакля определён «тоской буржуазного общества по порядку», но Глаголин видел в Холмсе не защитника полицейской реакции, а добродушного добровольного борца за порядок и справедливость. Однажды, играя Холмса, он позволил себе антиполицейскую «отсебятину»: «Знаю я вашу чрезвычайную и усиленную охрану», за что был привлечён к ответственности. Чуть раньше он в печати отстаивал право актёра на подобные поступки: «За отсутствием у нас фактической свободы слова и сходок театр неминуемо должен обратиться в место отсебятин и народных собраний». В 1912 году имя Б. С. Глаголина включено в английскую театральную энциклопедию, которая удостоила в то время такой чести только тринадцать деятелей русского театра.
Знаменитая фраза: «Элементарно, Ватсон!» — никогда не встречалась в произведениях Конан Дойла, а была выдумана писателем — сатириком Пэлемом Вудхаузом в 1915 году
.
Лаймой Вайкуле была исполнена песня про Шерлока Холмса.
Холмс и курение трубки
Холмс описан как одержимый и сильно зависимый от табака курильщик, более озабоченный получением дозы никотина, чем изысками в этой области. Связь его образа с трубкой справедлива лишь отчасти. Трубочные табаки он, в первую очередь, ценил за крепость, невзирая на их дешевизну и грубость. То, что он курил сильно изогнутые трубки — позднейший миф. В ряде произведений (в частности, «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Последнее дело Холмса», «Пустой дом», «Пенсне в золотой оправе») Холмс охотно курит сигары и папиросы.
Шляпа Шерлока Холмса
Шерлок Холмс носит специальную шляпу охотника за оленями. Про неё ничего не написано в тексте, её придумал первый иллюстратор рассказов о Холмсе Сидни Пэджет. В то время такую шляпу носили только в сельской местности. В городе Холмс носит обычную шляпу с полями.
Версии Холмса
Образы, представления, видение другими личностями
Перечислить все произведения с участием Холмса, написанные другими российскими и зарубежными авторами, очень сложно — их несколько сотен (см. Шерлокиана). Вот только некоторое из них:
Роман «Пчёлы мистера Холмса» (англ. «A Slight Trick of the Mind») прозаика Митча Каллина, вышедший в 2005 году — история благополучной старческой кончины детектива. По этой версии, Холмс пережил мировые войны, побывал в разбомбленной Японии, начал сопереживать окружающим, задумываться о философских проблемах, бороться с рассеянным склерозом. Легендарный сыщик скончался в возрасте 96 лет, пребывая в старческом маразме и завершив работу над очередной детективной рукописью.
Проект «Фрам», Макс Фрай (Светлана Мартынчик)
Повесть «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых», где Борис Акунин познакомил Холмса с Эрастом Петровичем Фандориным, роман-кино «Смерть на брудершафт»
Роман Ады Линкс «Игра в Грессоне. Еще один роман о Шерлоке Холмсе», любовно-литературоведческое произведение
Экранизация рассказов Конан Дойла: режиссер Олег Погодин, Ватсон из интеллигентного Виталия Соломина предстанет брутальным ирландцем (популярный комедийный актер Уилл Феррелл), Холмс (британский комик Саша Барон Коэн) станет значительно моложе и энергичнее Ливанова
Мистико-детективный триллер «Врата „Грейвз“» американского писателя Денниса Берджеса — о психиатре-убийце, гипнозе и переселении душ, описывается личность сэра Артура Конан Дойла — писателя, уставшего от славы создателя Шерлока Холмса.
«Этюд в жестоких тонах» или «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» (русское издание — 1982, под названием «Неизвестная рукопись доктора Уотсона») Эллери Куина
Лучшие произведения
Когда к Конан Дойлу однажды обратились с просьбой перечислить лучшие рассказы о Холмсе, автор отобрал 12 произведений:
«Скандал в Богемии»
«Союз рыжих»
«Пёстрая лента»
«Пять апельсиновых зёрнышек»
«Пляшущие человечки»
«Последнее дело Холмса»
«Пустой дом»
«Второе пятно»
«Дьяволова нога»
«Случай в интернате»
«Обряд дома Месгрейвов»
«Рейгетские сквайры»
www.ru.wikipedia.org
Цитаты Шерлока Холмса (из советского фильма Игоря Масленникова):
Женщинам, Ватсон, нельзя доверять. Даже самым лучшим из них.
Нельзя теоретизировать прежде, чем появятся факты: неизбежно начинаешь подстраивать факты под свою теорию, а не строить теорию на основе фактов.
ФАКТЫ, ФАКТЫ, ФАКТЫ! Я не могу сторить дом без цемента!
И мир бы пошёл за вами, ведь страх — самое мощное оружие из всех.
— Красивая шляпа.
— Это подарок.
— Где инспектор Лестрейд?
— Инструктирует полисменов.
— Ну это до утра…
У вас бесценный дар молчания! Он делает вас отличным напарником.
Ничего так не обманчиво, как слишком очевидные факты.
Чем проще преступление, тем труднее докопаться до истины.
В глубине души, я всегда был уверен, что могу добиться успеха там, где другие терпели неудачу.
Бурная у вас загробная жизнь.
Они никогда не упустят возможности упустить возможность
Нет ничего более неясного, чем очевидный факт.
Любовь — это эмоция, которая противоположна чистому и холодному разуму.
А у нас все по-прежнему!
— Из вас мог бы получиться неплохой преступник. (П.)
— А из вас — неплохой полицейский. (Ш. Х.)
— И потом, мистер Холмс, у меня есть та же добродетель, что и у Вашей хозяйки: я не сую нос в чужие дела.
— А я люблю совать нос в чужие дела
Не дождались меня… Голод сильнее мужской солидарности..
— Дорогой Холмс, вы великий сыщик!
— Дорогой Ватсон, я всегда вам это говорил!
Таких людей, как я, вообще очень мало, Ватсон. Может быть даже я такой один.
Я борюсь со злом по мере моих скромных сил, но выступать против самого прародителя зла было бы несколько самонадеянно с моей стороны.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.