Книги
Data: 25.04.2011 23:55 |
Автор: Administrator
Бланш Дюбуа (англ. Blanche Dubois) — героиня пьесы Т.Уильямса «Трамвай «Желание» (1947), снискавшей триумфальный успех на сценах лучших театров мира и по праву являющейся классикой американского театра.
Источник: пьеса «Трамвай «Желание» (1947)
Автор: Т.Уильямс
Бланш Дюбуа относится к типу традиционных героев Уильямса. Это, по словам американского литературоведа Ихаб Хассана, «одинокая жертва или аутсайдер, не принимающий нормы, безжалостно навязываемые миром, некто из «породы беглецов»».
Уильяме представляет Бланш Дюбуа в момент, когда, вынужденная бежать из родных мест, она ищет приюта у своей младшей сестры Стеллы, которая живет с мужем Стэнли Ковальским на убогой окраине Нового Орлеана, в тесной квартирке на улице с помпезным названием Елисейские поля. После того, как родители Бланш Дюбуа умерли, а Стелла уехала в город искать своей доли, родовое гнездо — плантацию «Мечта» — пришлось покинуть: дом пошел на погашение закладных. Позади у Бланш Дюбуа трагедия замужества. Аллан, так горячо ею любимый,— молодой поэт, красавец,— оказался гомосексуалистом. Он покончил с собой, когда узнал, что Бланш раскрыла его тайну.
После его гибели Бланш Дюбуа пытается избыть тоску, отчаяние в случайных связях, пускается во все тяжкие, так что городок, где она живет, скандализирован ее похождениями. Так Бланш Дюбуа оказывается у сестры. Благодушная, податливая Стелла вполне приспособилась к «низкой» среде. В глазах нервной, ранимой, заносчивой Бланш замужество младшей сестры — очевидный мезальянс: Стэнли — из низов, простой трудяга. И она — умная, проницательная, утонченная, добрая Бланш — с неоправданным и двуместным высокомерием (реликтом прежних аристократических замашек) едва ли не с первой же встречи начинает третировать человека, под кровом которого нашла себе приют. А Стэнли, привыкший быть полновластным хозяином в доме и верховодить среди своих приятелей, едва-едва терпит присутствие нежданной и незванной гостьи. Обе стороны настроены воинственно, но вызов бросает героиня, которая своими же поступками приближает неизбежную гибельную развязку.
Стэнли добывает свидетельства неблаговидного прошлого Бланш Дюбуа и раскрывает глаза простодушному холостяку Митчу, на которого нездешний шарм и обаяние Б. произвели впечат ление. Тот порывает с ней. Сам же Стэнли, добивая ненавистную свояченицу, издевательски дарит ей автобусный билет в городок Лорел, откуда она была вынуждена бежать к Стелле. Ожесточенно и безжалостно Стэнли сокрушает ее фантазии, глумится над ее «благородными», «светскими» претензиями, самое место которым у «дерьмового старьевщика». Стэнли, творящий насилие, ведбм подспудным и яростным стремлением окончательно сокрушить Бланш с ее ненавистными «обносками» — тем идеальным миром, который, несмотря ни на что, живет в ее неприкаянной душе.
В жестоких, гибельных взаимоотношениях Бланш Дюбуа и Стэнли Ковальского нашел отражение свойственный драматургу напряженный интерес к глубинным, подсознательным пластам психики. Кроме того, в отношениях этих героев прослеживается всегда волновавшая Уильямса коллизия слабости и силы.
3 декабря 1947 г. в театре «Этель Барримор» состоялась премьера пьесы «Трамвай «Желание»», поставленной режиссером Элиа Казаном с Джессикой Тэнди в роли Бланш Дюбуа и Марло-ном Брандо в роли Стэнли Ковальского, первой серьезной роли, определившей путь этого актера к славе. В 1951 году Э.Казан осуществил постановку фильма «Трамвай «Желание»» с тем же Брандо и Вивьен Ли в роли Бланш Дюбуа До этого она сыграла Бланш в Лондоне, в театре «Олдвич».
Источник