Книги
Data: 29.01.2011 11:45 |
Автор: Administrator
Дон Жуан — гордый испанский аристократ. Он сластолюбец, посвятивший жизнь поискам чувственных наслаждений.
Источник: мировая культура
Он с удовольствием нарушает моральные и религиозные нормы — например, соблазняет монашек (в условиях католической Испании особенно крамольное действие). Одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути.
Разработка образа дона Жуана показывает специфику его поведения — он переходит от женщины к женщине, соблазняя их и разбивая им сердца. Принято отличать тип соблазнителя «дон жуан» от типа «казановы», прототип которого, в отличие от дона Жуана, оставлял каждую из своих любовниц с приятными воспоминаниями, а не с ненавистью к себе.
В мировом искусстве можно встретить более ста образов Дон Жуана. Великие мастера, гениальные поэты, крупнейшие художники и композиторы принимали участие в создании великолепной галереи портретов беспечного, страстного и пылкого испанца, соблазнителя и покорителя женских сердец.
У портретов разные лица, но имя у них одно – ставшее нарицательным и знаменитым Дон Жуан. Среди них можно встретить откровенного циника, злодея-насильника и обманщика Дон Хуан Тирсо де Молина, ставший прототипом для всех будущих Дон Жуанов.
Среди них по ребячьи простодушный, женственно прекрасный, страстный герой поэмы Байрона «Дон Жуан», по уши влюбленный в красоту, всегда готовый пойти на помощь и откликнуться на любовь женщины; беспечный прожигатель жизни, гуляка, дерзостно сильный, обладающий красноречием и обонянием – пушкинский Дон Жуан; среди них мы также встречаем покоренного женщиной героя драмы Леси Украинки Дон Жуана.
Прототипом легендарного дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио.
Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, короля дона Педро (1350—1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока наконец небесное правосудие — в лице убитого Хуаном командора дона Гонзаго — не положило конец бесчинствам.
Предаваясь вместе с королем распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало. Тогда монахи-францисканцы решают сами наказать его. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью, в церкви, где похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей.
К этой легенде впоследствии примешали другую, также севильскую, главным героем которой является дон Хуан де Маранья, который продал душу свою дьяволу, но после раскаялся и поступил в монастырь.