Мультфильмы
Data: 28.12.2010 04:14 |
Автор: Administrator
На статью о прекрасной этой утке меня сподвиг удивительный сон. Знакомого Фрейда не нашлось, посему сон этот я решила истолковать самостоятельно.
Источник: серия мультфильмов пр Даффи Дака
Путем непродолжительного анализа пришла к мысли, что я наблюдала вплеск активности подсознания, обиженного тем, что я все о кровавых каких-то страшилищах, железных мужикахи прочих маньяках пишу. «Катечка, добрее надо быть, добрее!» — что-то эдакое пыталось донести до меня подсознание. «Ну, попробую…» — неуверенно ответила я.
Собственно, о моем сне. Причудилось мне, будто тружусь я дизайнером. И вот совершенно внезапно мне потребовался рисунок, на котором изображена мультяшная утка. Полезла я в Интернет, забралась в поисковик какой-то и написала в текстовом окошке «Даффи Дак». Я с детства утку эту любила нежно, такой она мне милой казалась, такой непосредственной… Была еще одна причина моего крайне теплого отношения к Даффи: в совсем еще юном возрасте я горячо вожделела приставку Super Nintendo. Она имелась у одной девочки из нашего дома, и время от времени, когда мы удостаивались чести быть приглашенными к ней в гости, нам давали чуть-чуть в прекрасное это чудо научно-технического прогресса поиграть. Играли мы все время в Daffy Duck: The Marvin Missions, поскольку, кажется, у девочки этой более никаких картриджей и не было, и никто, разумеется, в наше захолустье их не возил. Редкие сеансы даффидакотерапии лишь распаляли мою и без того невероятную любовь. Недосягаемая, но такая восхитительная, эта приставка означала для меня то же самое, что Святой Грааль для Ланселота Озерного! Впрочем, я отвлеклась. Итак, я скормила имя знаменитой утки машине и к удивлению своему обнаружила, что поисковик о ней не знает ровным счетом ничего. «Найдется все, найдется всё…» — ехидно пробурчала я и полезла на страничку другой веб-ищейки.
Я испытала настоящий шок, когда поняла, что Интернет представления не имеет о существовании Даффи Дака. Даже на сайтах, посвященных «Луни Тюнз», не знали о родной своей уточке! Я принялась спрашивать у своей подруги Верочки (повинуясь хаотичной механике сна, она внезапно оказалась рядышком со мной) помнит ли она черную утку из мультиков «Уорнер Бразерс». Поднатужившись, Верочка вспомнила Багса Банни. Никакой утки она не помнила, и вообще ей предстояло увлекательное свидание, и времени на тонечкинские глупости у нее не было совсем. Верочка стремительно покинула сон, оставив меня наедине с моим недоумением.
Оставался последний тест. Я вытащила откуда-то из стола видеокассету с мультиками, засунула в невесть откуда взявшийся видеомагнитофон, нажала на кнопку воспроизведения и… пришла в нечеловеческий шок. В классическом мультфильме «Стрельба по кроликам» вместо Даффи Дака был гигантский квадратноголовый (!) енот-полоскун. Он повторял все реплики утки, подражал ее пластике, копировал мимику и звался Раффи Рэкун!
Когда я проснулась, в голове моей крутились две мысли. Во-первых, обязательно написать статью о Даффи Даке, порадовать подсознание (все ж таки не в средние века живем, а в эпоху психоанализа) и в меру скромных сил просветить любознательных читателей. И, во-вторых, отомстить подлой Верке, коварно слинявшей из сна и бросившей меня на произвол судьбы.
Со вторым пунктом я уже успешно справилась — прилепила предательнице в итальянскую туфлю жвачку. К реализации же пункта первого приступаю непосредственно сейчас.
Рождение утки
Крайне сложно написать что-то конкретное о характере Даффи Дака и его привычках. За долгие годы анимационной жизни взбалмошенная эта утка, повинуясь воли различных режиссеров, представала перед зрителями в совершенно несхожих ипостасях. В одной серии Даффи был бесшабашным «свободолюбивым Казановой», в другой — обаятельным невротиком, в третьей — чокнутым придурком, а в четвертой — жадным и коварным неудачником. В далекие те дни, когда мультипликация только-только набирали обороты, мало кто из творцов задумывался над тем, что через десятки лет внезапно обнаружатся исследователи, которые примутся по крупицам собирать историю жизни анимационных их детишек. Не задумывались как-то все эти талантливые и одаренные люди, что неказистым зверушкам, в которых они с помощью карандашей и красок вдохнули жизнь, суждена вечная слава и культовый статус. Пришла в голову идея — родился мультик, пришла другая — родился второй, а уж следить за соответствием психологических портретов героев, изображаемых в различных эпизодах, — увольте. «Не кино ведь мы снимаем», — отшучивался кое-кто из лиц, причастных к появлению «Луни Тюнз». Ох, знали бы тогда те люди, что мультикам их суждено пережить большинство снимаемых в те дни фильмов, может, и постарались бы избавиться от разносерийных несоответствий и облегчить жизнь будущим исследователям… Впрочем, с другой стороны, кто знает, не потеряли бы своего шарма и вместе с ним изрядной порции гениальности анимационные те шедевры, если бы персонажи внезапно сделались предсказуемыми. В конце концов, все несостыковки вполне можно списать на присущую миру мультяшек (помните «Кто подставил Кролика Роджера»?) хаотичность и безалаберность. Захотел сегодня Даффи быть принцем — пожалуйста. Решил завтра стать нищим — кто ж ему помешает? Задумал послезавтра сделаться президентом США — воля его. Мульттаун, братцы-сестрицы, — дело тонкое. Умом его нам не понять, а аршином общим тем более не измерить.
Оставим на время проблему многочисленных характеров Даффи и перейдем к вещам более приземленным и, как следствие, конкретным. Родился на свет Даффи Дак 17 апреля 1937 года. Именно в этот день на киноэкраны вышел мультипликационный фильм Тэкса Авери «Утиная охота Порки» (Porky’s Duck Hunt). В мультике этом рассказывалось о том, как свинтус Порки (старейший, кстати говоря, из культовых персонажей «Луни Тюнз»), обзаведшись ружьем, решил сходить вместе со своим псом на охоту, и как там его безжалостно отделала безымянная черная уточка с белой шеей. Нетрудно догадаться, что уточкой этой и был Даффи Дак. Правда, на тот момент времени он был безымянным актером второго плана. Собственно, «Утиная охота Порки» ничем среди прочих мультфильмов, обыгрывающих классический сюжет «охотник — жертва», не выделялась, за исключением чудесной анимации (Боб Клампетт просто не умел рисовать плохо) и того самого второпланового персонажа-уточки. Пока зрители, открыв рот, наблюдали, как циничная и нездоровая на голову утка колошматит незадачливого охотника, Авери усиленно размышлял. «Раз уж утка эта так всем нравится, то чего бы не попробовать сделать ее самостоятельным героем?» — ворочал мозгами Тэкс.
Понятное дело, сейчас, через семьдесят лет после премьеры «Утиной охоты Порки», нам кажется, что ничего такого сверхъестественного в поведении Даффи нет, мол, впоследствии он и его мультипликационные компатриоты такие финты отмачивали, что и ни в какое сравнение не годятся. Но тогда, в конце 30-х годов, творимая спятившей уткой анархия, приводила зрителей в шок. Никто до Авери не пробовал создать абсолютно неуправляемого персонажа, безумного героя, который, кажется, даже самих аниматоров не вполне слушается и в любой момент готов отчудить что-нибудь совсем уж из ряда вон выходящее (да хоть бы и вылезти из экрана и основательно так накостылять сидящей в зале почтеннейшей публике). «Ого! — удивлялись воспитанные интеллигентными диснеевскими персонажами зрители. — Эта утка и самого Микки Мауса могла бы отделать!»
Полноценным персонажем утенок Даффи стал 1 января 1938 года, когда «Уорнер Бразерс» выпустили мультипликационный фильм «Даффи Дак и Яйцеголовый» (Daffy Duck and Egghead). На сей раз от бесчинств утки пострадал совсем еще «свежий» герой Авери — Яйцеголовый, носатый парень с головой в форме (никогда не догадаетесь!) яйца. Примечательна эта картина не только и не столько эффектной стычкой двух ранних творений Тэкса Авери, сколько тем, что сумасбродная утка наконец-то получила имя. «Меня зовут Даффи Дак» — напевает перед началом битвы наш герой. Кроме того, в мультфильме этом прозвучало несколько классических шуток, вроде ответа Даффи на реплику Яйцеголового: «Эта утка безумна!» «Это ты мне будешь рассказывать?» — ну, а как еще мог ответить наш шизанутый пернатый друг?
Кстати говоря, в конце 30-х годов Даффи Дак выглядел не совсем так, каким мы привыкли его воспринимать сейчас. Утенок в те годы был неприлично мелких габаритов — свинтусу Порки он доставал приблизительно до пояса. Ножки у Даффи были совсем коротенькими, а крылья периодически превращались в руки.
Между прочим, в том же самом 38-м году Даффи Даку удалось побывать в роли сатирического персонажа. В эпизоде «Даффи Дак в Голливуде» (Daffy Duck in Hollywood) шизанутный утенок портит жизнь голливудскому режиссеру и в конце тайно перемонтирует готовый фильм, превращая его в абсолютно бессмысленную нарезку из малосвязанных кадров. По сюжету мультфильма продюсер картины Я. Тупой приходит в восторг от сделанного Даффи «кинофильма» и немедленно производит его в режиссеры. Прямолинейно, но довольно откровенно — общеизвестно, что в те далекие годы продюсер был едва ли не важнейшей фигурой в съемочном процессе и продюсерский диктат (особенно если должность эту занимал крайне далекий от вопросов искусства самодур) нередко наносил непоправимый ущерб творчеству.
Новый этап в жизни Даффи Дака стартовал с началом 40-х годов. Период этот связан с именем аниматора Роберта МакКимсона, основательно переделавшего внешний вид утки. В те же годы начался и «поведенческий» хаос Даффи. В отдельных эпизодах он переставал быть сумасшедшей атичкой, основательно умнел. В других же, напротив, переходил в своем идиотизме все грани дозволенного. Так, например, в поставленном Бобом Клампеттом эпизоде «Тик-так, тик-так» (Tick Tock Tuckered, 1944) Даффи — работяга, боящийся потерять работу и вынужденный вместе со своим другом свинтусом Порки (да-да, тот самый незадачливый охотник из «Утиной охоты Порки» в новом десятилетии сделался самым частым экранным партнером Дака) стараться не проспать начало трудового дня. Никаких особенных безумств утенок наш не вытворяет, ведет себя как и подобает мелкому конторскому клерку. Выбросить из мультика несколько гэгов, а Даффи и Порки превратить в колхозника и слесаря — получился бы типичный соцреализм в духе советских фильмов 50-х. А вот в вышедшем в том же 1944-м году эпизоде «Глупый купидон» (The Stupid Cupid) Фрэнк Ташлина утенок наш обращается в хитрого ловеласа и бездельника. Более того, выясняется, что у Даффи имеется целый выводок детишек и супруга, на которой он женился, судя по всему, по залету (!). Вообще эпизод этот получился крайне смелым и местами даже вызывающим. Так, например, в самом его начале есть сцена, в которой дерущуюся с котом собаку подстреливает своей стрелою Купидон. После чего пес признается котяре в любви. Кот, придя в шок, достает пистолет и девять раз (чтобы потратить все свои кошачьи жизни) кончает с собой, мол, после такого он уже повидал в своей жизни все, дальше существовать уж и незачем. Фрагмент этот, кстати, во время будущих телепоказов неизменно подвергали цензуре.
В 45-м году Боб Клампетт снял один из важнейших на тот период времени мультфильмов о Даффи Даке — «Призывник Даффи» (Draftee Daffy). В картине этой утенок получает повестку в армию и… вместо того, чтобы отправиться служить на благо Родине, как то и было принято в пропагандистских мультиках тех лет, всеми силами старается от воинской повинности уклониться. Оппонирует Даффи престарелый бюрократ, принесший утке повестку. Всеми силами Дак старается избавиться от дедули и в конце-концов даже спускается в Ад. Впрочем, старичок и там его находит.
В 50-х годах Даффи Дак попадет в руки легендарному аниматору Чаку Джонсу, который в очередной раз кардинально меняет его характер и сводит в неравном бою с другим классическим персонажем — Багсом Банни. Вершиной творчества Джонса становится «Охотничья трилогия» — три мультика «Стрельба по кроликам» (Rabbit Fire, 1951), «Сезон охоты на кроликов» (Rabbit Seasoning, 1952) и «Утка! Кролик! Утка!» (Duck! Rabbit! Duck!, 1953), повествующих о том, как недотепа Элмер Фадд (финальная точка анимационной эволюции Яйцеголового) отправляется на охоту, где сталкивается одновременно с Даффи Даком и Багсом Банни. Не один из персонажей не желает стать сытным обедом для Фадда, в результате чего они начинают уморительнейший спор о том, на которую из зверушек уже начался охотничий сезон. Эскапады гэгов, блестящих шуток и скетчей, потрясающая анимация персонажей и скрупулезная проработка образов превратили трилогию в бессмертную классику. Трудно вспомнить анимационный чарт, в котором бы не присутствовали три эти мультипликационных фильма.
Еще одним судьбоносным решением Джонса стала превращение Даффи в пародийного персонажа. В 50-х годах режиссер «выстрелил» очередью блестящих переложений классических тем и сюжетов, среди которых отдельного упоминания заслуживают мультфильмы «Пурпурный Памперникель» (The Scarlet Pumpernickel, 1950) — чудесная пародия на неоднократно экранизировавшийся в Голливуде приключенческий роман Эммушки Оржи «Пурпурный цветик» (The Scarlet Pimpernel, 1905); «Ковбой Даффи» (Drip-Along Daffy, 1951) и «Робин Гуд Даффи» (Robin Hood Daffy, 1958) — уморительное переложение английской народной баллады о бесстрашном герое в трико.
В 53-м году Чак Джонс снял короткометражку «Дак Доджерс в 24? веке» (Duck Dodgers in the 24?th Century). Мультфильму этому было суждено войти в золотой фонд мировой анимации и стать визитной карточкой талантливого режиссера. В блестящей этой мультипликационной картине Даффи Дак спародировал классического супергероя Бака Роджерса, в роли же его оппонента выступил еще один персонаж Чака Джонса — Марсианин Марвин. Засветился в фильме и поросенок Порки — он был помощником Дака Доджерса. Мультик немедленно был растаскан на цитаты, стал объектом несчетных подражаний и пародий (пародия на пародию — это сильно!) Абсолютная классика!
Сольная карьера Даффи Дака завершилась на противоборстве с мексиканской мышью Спиди Гонзалецом. Студийные аниматоры явно выдохлись, им буквально приходилось высасывать сюжеты из пальцев, нередко прибегая даже к самоплагиату. В 69-м году агония достигла высшей точки и владельцы «Уорнер Бразерс» решили прервать мучения некогда великого анимационного цикла и закрыть «Луни Тюнз» и «Мерри Мелодиз» (два цикла-близнеца, в рамках которых и выходили мультфильмы о Багсе Банни, Даффи Даке, Порки и прочих великих героях золотой эры американской анимации). Наступало время новых персонажей и казалось, что ветеранам среди них места не найдется…
Коллеги и враги
Багс Банни — лицо «Луни Тюнз». Извечный друг и соперник Даффи Дака. Увидел свет 30 апреля 1938 года в мультфильме Porky’s Hare Hun, повторявшем сюжет первого мультика о Даффи Даке, только с участием кролика вместо утки.
Свинтус Порки — один из старейших персонажей «Луни Тюнз», впервые появившийся на экранах 2 марта 1935 года в эпизоде I Haven’t Got a Hat. Порки — робкий заика-недотепа, долгое время выступавший в роли антагониста Даффа, затем переквалифицировавшийся в его напарника.
Марсианин Марвин — марсианин, одержимый маниакальной идеей уничтожения Земли. Впервые появился на экранах 24 июля 1948 года в эпизоде Haredevil Hare. Злодейские планы Марвина регулярно обламываются за счет самоотверженности Багса Банни и Даффи Дака.
Спиди Гонцалец — сверхбыстрая мексиканская мышь, дебютировавшая на экранах в 53-м году в картине Cat-Tails for Two. В 60-х годах стал постоянным соперником Даффи Дака. А в 99-м он был признан неполиткорректным, поскольку, якобы, демонстрировал мексиканцев в неприглядном свете. По счастью за Спиди заступились сами мексиканцы, не усмотревшие в нем ничего обидного, и малыш Гонзалец был амнистирован.
Легенда возрождается
…«Возрождается», впрочем, не совсем правильное слово. Никто из легендарных героев «Луни Тюнз» и не помирал. Они вполне комфортно себя ощущали в новом статусе, время от времени появляясь в маленьких камэо-ролях, рекламных роликах, телевизионных передачах. Лучше всего, конечно, чувствовал себя Багс Банни, у которого было свое персональное долгоиграющее телешоу, но и остальные мультяшки не переживали. Слава у культовых персонажей «Уорнер Бразерс» была столь велика, что какие-то там пятнадцать лет затишья ни коим образом не могли погрузить их в трясину забвения. Поэтому, когда в 1988-м году на киноэкраны вышел блестящий фильм «Кто подставил Кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit), в котором в великолепном стиле были слиты воедино живые и анимированные актеры, зрители восприняли засветившихся в нем героев «Луни Тюнз» так, будто те и вовсе с экранов не сходили. Даффи Дак, кстати говоря, в картине этой осуществил свою давнишнюю мечту — схлестнулся в неравном бою с еще одной великой мультипликационной уткой, диснеевским Дональдом Даком . Особого шарма пианинной этой дуэли придавало то, что оба пернатых имели серьезные проблемы с дикцией (слов Дональда вообще разобрать почти невозможно, а Даффи сильно шепелявит) и друг над другом по этой причине подтрунивали.
В 96-м году Даффи Дак участвует еще в одном кросс-форматном проекте — фильме-мультфильме «Космический джэм» (Space Jam) Джо Питки. А в 2003-м году Джо Данте выпускает «Луни Тюнз снова в деле» (Looney Tunes: Back in Action), еще один кросс-формат, в котором на этот раз главные «мультяшные» роли отыграли извечные друзья-соперники Багс Банни и Даффи Дак. По сюжету картины утенок наш любимый притомился от того, что лицо студии — кролик и предложил свою кандидатуру на его место. А Даффи за это взяли и уволили. Потом правда спохватились, сообразили, что прошляпили одну из своих суперзвезд, но было поздно — Дак свалил на поиски приключений. Пришлось Багсу Банни отправляться на его розыски. А там и Таинственные Приключения и Загадочные Враги подвалили, куда ж без них?..
Вновь став звездой большого экрана, Даффи не забыл и о мультипликационной карьере. В 1990-м году руководство «Уорнер Бразерс» приняло решение дать новую жизнь своим легендарным персонажам. В проекте, кстати, участвовал не абы кто, а сам Стивен Спилберг, большой поклонник «Луни Тюнз» и «Мерри Мелодиз». Согласно новой концепции, главными героями «Приключения мультяшек» (Tiny Toon Adventures) стали молодые наследники уорнербразеровских звезд. Сами же ветераны сделались их университетскими наставниками. Анимационный сериал получился крайне успешным, вызвал огромный зрительский резонанс и собрал массу почетных премий.
Источник