Мифы и легенды
Data: 29.04.2010 06:32 |
Автор: Administrator
Абаддон или Аваддон, греческий аналог: Аполлион, то есть губитель — в иудейской (а затем и в христианской) теологии — ангел (демон) истребления, разрушения и смерти.
Источник: иудейския и христианская теология
Первоначально имя обозначало не сущность, а место. В раввинистической литературе и в Ветхом Завете Аваддоном именуется одна из областей ада (Геенны). Так в Ветхом Завете этот термин употребляется шесть раз. В Книге Иова (26:6) и в притчах (15:11, 27:20) слово Аваддон употреблено в одном ряду со словом шеол, обозначающим область преисподней. В Пс 87:12 слово Аваддон употреблено со словами «во гробе» (в Синодальном переводе этого стиха значение слова Аваддон передано словосочетанием «место тления»).
В Книге Иова (28:22) Аваддон связывается со словом смерть, и вместе эти слова подразумевают персонифицированные существа.
В Откровении св. Иоанна Богослова Аваддон уже однозначно персонифицирован и представляет собой повелителя бездны, смерти и ада, ведущего полчища саранчи (др.-греч. ἀκρίς); там же он назван Аполлионом:
По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же её — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; на ней были брони железные, а шум от крыльев её — как стук от колесниц, когда множество коней бегут на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах её были жала; власть же её была — вредить людям пять месяцев. Царем над собой имела она ангела бездны; имя ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион.
(Откр.9:7-11)
Комментаторы понимают под образом этой саранчи особый вид демонов:
Образы саранчи заимствованы из книг Исход (10:13-15) и пророка Иоиля (2:1-11), где наказание реальной саранчой предвещает ещё более опустошительное бедствие воинством, посланным свыше (Иоил. 2,11). Сила саранчи, наводящая ужас, сравнима лишь с силой зверя (13:1-10). Эти исчадия ада вредят только нечестивым, но не касаются святых (9:4). Страдания постигают грешников уже в этой жизни, и эти страдания предвещают возмездие, ожидающее их в конце (20:11-15). Это видение изображает действие разрушительной, причиняющей страдание силы зла в человеческой душе. Иные толкователи считают видение саранчи сверхъестественной казнью через действие бесовских духов, которые будут выпущены на землю незадолго до Второго пришествия Христа.
Именно в значении военного советника ада, обладающего могуществом, Аваддон усваивается религиозной поэзией средних веков и нового времени. Этот образ оказал значительное влияние на русскую романтическую литературу. Имя Аваддона также неоднократно употреблялось в средние века как одно из обозначений Сатаны.
В магической практике Аваддон упоминается редко (например, «Чёрный Ворон», XVI в.). Согласно Агриппе этот демон является князем 7-го чина демонов, то есть фурий (лат. furiae), правящих силами раздора, войн и опустошений.
Оригинальная трактовка образа Аваддона предложена религиозной организацией свидетелей Иеговы, согласно которой Аваддон есть не кто иной, как Иисус Христос в карающей ипостаси, возглавляющий воинство саранчи — Своих помазанных Святым Духом последователей, восставших из бездны духовной бездеятельности.
Упоминания в искусстве
Ф. Г. Клопшток «Мессиада» (1748—1773): Аббадона — падший ангел, обретающий спасение, раскаявшись в своем падении и признав в Христе мессию.
Стихотворение В. А. Жуковского «Аббадона» (1815): вольный перевод эпилога «Мессиады» Клопштока.
Роман «Аббаддонна» Н. Полевого.
Стихотворение А. Фета «Аваддон» (1883)
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929—1940): Абадонна — демон войны и смерти из свиты Воланда («Абадонна, — негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в тёмных очках»). Аваддон упоминается также в романе «Белая гвардия» того же автора.
Роман Эрнесто Сабато «Аваддон-губитель» (1974).
Р. Хайнлайн «Магия инкорпорейтед»: Абаддон — один из принцев Тёмного Мира, приближённый Сатаны.
Р. Силверберг «Базилиус»: Аполлион — один из ангелов, воссозданных с помощью компьютера («…Аполлион, изрыгающий пламя, покрытый рыбьей чешуёй. За спиной у него крылья дракона, в медвежьих лапах зажат ключ от преисподней»).
Рок-группа Emerson, Lake & Palmer, «Abaddon's Bolero»
Рок-группа «Коррозия металла», песня «Аббадон», альбом «Орден Сатаны».
Рок-группа «Чёрный Обелиск», песня «Абадонна», альбом «Апокалипсис».
Псевдоним участника группы «Тараканы!» Андрея Шморгуна.
В вымышленной вселенной Warhammer 40,000 Абаддон — лидер Чёрного легиона — одного из легионов космодесантников Хаоса.
В MMO Guild Wars Абаддон — бог тайн, некогда поднявшийся против других других пяти богов этого мира и за свои злодеяния заключённый в параллельной реальности, известной как Realm of Torment. Является главным антагонистом в кампании Nightfall.
Абаддон — герой карты Defense of the Ancients (DotA-Allstars) для компьютерной игры Warcraft III: The Frozen Throne. Изображен как рыцарь смерти, Undead Arthas, защищает сторону Плети.
В компьютерной MMO игре EVE Online именем Абаддона назван очень грозный корабль класса Battleship, принадлежащий расе Amarr, религиозных тиранов, практикующих рабовладение и угнетение малоразвитых цивилизаций.
В сериале «Охотники за чужими» («Torchwood», 2006-2009) Абадонна появляется в заключительной, 13-й серии первого сезона.
По материалам www.ru.wikipedia.org