Книги
Data: 17.12.2011 05:43 |
Автор: Administrator
Артур Бертон – главный персонаж романа английской писательницы, студент, участник итальянского национально-освободительного движения «Молодая Италия».
Источник: роман "Овод"
Автор: Этель Лилиан Войнич
В начале романа это возвышенный романтик. Из-за предательства своего духовного учителя он становится невольным виновником ареста своего соратника и одновременно соперника в любви. От него отворачивается любимая девушка, он разочаровывается в религии, узнает, что его отцом является старший друг и покровитель, будущий кардинал Монтанелли.
Мировоззренческий переворот совершается из-за того, что один служитель церкви нарушает тайну исповеди, другой – обет безбрачия. Он уезжает в Южную Америку, инсценировав свою смерть. Через 13 лет возвращается в Италию суровым революционером, пишет антицерковные памфлеты, после вооруженного инцидента попадает в тюрьму. Овод отказывается от помощи Монтанелли, т.к. тот не может отказаться от сана и религии.
Овода расстреливают, Монтанелли умирает в горе после страстной полубезумной проповеди.
Цитаты из романа "Овод"
Суета сует. Вся жизнь полна суеты.
Правдивость — главнейшая из христианских добродетелей!
Лица духовного звания лишены чувства юмора. Вы всё принимаете трагически.
Главная причина всех наших несчастий и ошибок — душевная болезнь, именуемая религией.
Дурно то, что одному человеку дается право казнить и миловать. На такой ложной основе нельзя строить отношения между людьми.
Свою долю работы я выполнил, а смертный приговор — лишь свидетельство того, что она была выполнена добросовестно.
В наших поступках мы не должны руководствоваться тем, любят нас или ненавидят.
Мы не имеем права умирать, только потому, что это кажется нам наилучшим выходом.
Унция свинца — превосходное средство от бессонницы.
Даже и две минуты не хочу быть серьёзным, друг мой. Ни жизнь, ни смерть не стоят того.
Неужели вам никогда не приходило в голову, что у этого жалкого клоуна есть душа, живая, борющаяся человеческая душа, запрятанная в это скрюченное тело, душа, которая служит ему как рабыня? Вы, такая отзывчивая, жалеете тело в дурацкой одежде с колокольчиками, а подумали ли вы когда-нибудь о несчастной душе, у которой нет даже этих пестрых тряпок, чтобы прикрыть свою страшную наготу? Подумайте, как она дрожит от холода, когда на глазах у всех ее душит стыд, как терзает ее, точно бич, этот смех, как жжет он ее точно раскаленное железо!
Камень, лежащий на дороге, может иметь самые лучшие намерения, но всё-таки его надо убрать…
Бесконтрольная власть развращает людей.
Монтанелли повернулся к распятию:
– Господи! Ты слышишь?..
Голос его замер в глубокой тишине. Ответа не было. Злой демон снова проснулся в Оводе:
– Г-громче зовите! Может быть, он спит.
Мы, атеисты, – горячо продолжал он, – считаем, что человек должен нести своё бремя, как бы тяжко оно ни было! Если же он упадёт, тем хуже для него. Но христианин скулит и взывает к своему богу, к своим святым, а если они не помогают, то даже к врагам, лишь бы найти спину, на которую можно взвалить свою ношу, Неужели в вашей библии, в ваших молитвенниках, во всех ваших лицемерных богословских книгах недостаточно всяких правил, что вы приходите ко мне и спрашиваете, как вам поступить? Да что это! Неужели моё бремя так уж легко и мне надо взвалить на плечи и вашу ответственность? Обратитесь к своему Христу. Он требовал все до последнего кодранта, так следуйте же его примеру! И убьёте-то вы всего-навсего атеиста, человека, который не выдержал вашей проверки! А разве такое убийство считается у вас большим преступлением?
Я атеист. Я хочу только, чтобы меня оставили в покое.