Филемон и Бавкида — герои эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (написан в первые годы по Р.Х.. сожжен автором в порыве отчаяния и издан по спискам, оставшимся у друзей).
Для одного из наиболее знаменитых сюжетов этого эпоса поэт использовал местный ликийский миф. обработав его по правилам эллинистической поэтики и переместив действие во Фригию. Юпитер и Меркурий, испытывая благочестие людей, под видом странников обходят дома поселян и только в одном — бедном и убогом — встречают гостеприимство. В этой жалкой, покрытой болотным камышом хижине Филемон и Бавкида прожили всю свою жизнь — от свадьбы и до глубокой старости.
Хозяева стыдятся своего убогого крова: они сами омывают нога своим гостям теплой водой (это делали только рабы): все. что есть лучшего, подается на стол: когда появляется кратер с вином, боги обнаруживают свое присутствие: кратер пополняется сам собой. Испуганные старики, узнав, кто перед ними, просят прошения за скромный прием: но гости, оценив их благочестие, предлагают им выбрать награду. Добрые хозяева желают стать стражами их храма и окончить свои дни одновременно, чтобы им не пришлось оплакивать друг друга.
Боги соглашаются исполнить их волю, и. наказав потопом нечестивых окрестных жителей, преврашают хижину Филемона и Бавкиды в храм, а когда истекает срок их земной жизни, супруги превращаются в два дерева, которые напоминают путникам о случившемся.
Атмосфера уюта, радушия и благочестия, созданная Овидием, не имеющая аналогов в его собственном творчестве и почти не встречающаяся в античной литературе, сделала Филемона и Бавкиду одними из самых знаменитых героев весьма населенного эпоса. Они привлекали внимание и в новейшие времена: Ж. Лафонтен написал одноименную поэму, весьма близко следуя Овидию, а Гете во II части «Фауста» использовал образы Филемона и Бавкиды как символ крушения старого, уютного и патриархального мира.
Рисунок: Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой. Питер Пауль Рубенс, 1625
Источник: Энциклопедия литературных героев. - М.: Аграф, 1997