Книги
Data: 14.04.2011 12:03 |
Автор: Administrator
Бальзаминов - герой «картин из московской жизни» А.Н.Островского
«Праздничный сон — до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не
приставай» (1861), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба
Бальзаминова») (1861).
Автор: А.Н.Островский
В трилогии раскрывается забавный и нелепый
внутренний мир Бальзаминова. В его наивных и простодушных рассуждениях — целая
жизненная философия «обиженных богом», обделенных талантами «маленьких»
людей. Бальзаминов почти фольклорный Иванушка-дурачок из русской сказки. По
словам любящей маменьки, «умишком-то его очень бог обидел», не дал
способностей «ни к службе, ни к чему».
Единственный талант «никчемного» Бальзаминов — это его замечательная способность
грезить: жить в фантазиях, летящих не только над социальной, но и над
природной реальностью. Невысокий, худенький и белобрысый, Бальзаминов в мечтах
видит, что он «высокого роста, полный и брюнет». По натуре робкий,
вынужденный под любым строгим взглядом «конфузиться да обдергиваться», Бальзаминов воображает: «Вдруг я офицер… иду по улице смело, уж тогда я смело
буду ходить». В минуты восторга его заносит необыкновенно: «Если бы я
был царь…» Достаточно бесхитростны представления Бальзаминова о богатстве:
«хорошая коляска», «лошади, будто, серые» и ставший знаменитым «голубой
плащ на черной бархатной подкладке». Ему «хочется жить прилично, а
способов никаких нет-с». Остается одно: жениться на богатой. Всю
трилогию Бальзаминов ходит и ходит под окнами богатых невест в расчете на
«случай»: «Вдруг понравился — ну и богат, и счастлив; не понравился —
ну, всю жизнь бедствуй».
Трижды оказывается близок Бальзаминов к исполнению желаний, и трижды судьба
смеется над ним. В первой части трилогии его выставляют из дома невесты
со словами: «Заходите! Нам без дураков скучно». Во второй части —
выгоняя, напоминают грубоватую пословицу о «своих» и «чужой» собаках. А в
третьей — «таким дураком поставили, что легче бы, кажется, сквозь землю
провалиться».
Но Бальзаминов не склонен к унынию. Он легко переходит от отчаяния к надежде,
заново воспаряя в мечтах и отыскивая указаний на «судьбу» в приметах и
снах. Он «как на службу» ходит по замоскворецким улочкам и переулкам,
страшась упустить «случай», прозевать «счастье».
По пословице «дуракам — счастье», повезло и бедному Бальзаминов Свалился он в сад
к богатой вдове, и «вдруг» сбылись его мечты. Вдова оказалась «доброй» и
прислала со свахой золотые часы. Бальзаминов «прыгает от радости» и кричит:
«Маменька, я теперь не Бальзаминов, я кто-нибудь другой!» На такой
веселой ноте заканчиваются похождения «замоскворецкого мечтателя»,
далекого от каких бы то ни было идей и проблем большого мира.
Образ Бальзаминов — фарсово-комедийная интерпретация темы «маленького человека», характерной для русской литературы 30-60-х годов XIX в.
Первый исполнитель роли Б. — А.Е.Мартынов (1857). Среди других
исполнителей — М.П.Садовский (1868), В.Н.Давыдов (1880), Н.К.Свободин
(1926), на киноэкране — Г.М-Вицин (1965).
Цитаты:
— А я никогда не закусываю. Я не имею такой дурной привычки.
— И давно вы меня любите?
— В четверг, после обеда. На прошлой неделе.
— Так это недолго.
— Могу больше.
— Какая у вас любимая ягода?
— Крыжовник-с!
— У меня совесть-то чище золота, одно слово – хрусталь.
Источник