Источники
Data: 03.05.2010 12:18 |
Автор: AdministratorРежиссер - Брайан Де Пальма. В ролях - Аль Пачино, Стивен Бауэр, Мишель Пфайфер, Роберт Лоджиа,Мюррей Абрахам, Пол Шенар, Мэри Элизабет Мастрантонио. США. 1983.
Основные злодеи: Тони Монтана
Весной 1980 года Фидель Кастро выгнал с Кубы в Америку всех своих политических противников. Заодно, чтобы американцы поменьше кричали о притеснении свобод на Кубе, Фидель на те же корабли посадил всякое отребье из кубинских тюрем - воров и убийц. Главный герой фильма - кубинец Тони Монтана (Аль Пачино) - именно такой преступник, который волей случая попал в Америку в качестве "политического беженца".
Тони очень хотел попасть в Америку. Он верил в Америку и был убежден в том, что эта страна даст осуществиться всем его мечтам. Правда, мечты у Тони довольно своеобразные - несложно догадаться, о чем может мечтать преступник и убийца, но, как ни странно, Америка действительно дала Тони все, о чем он мечтал.
Поначалу, впрочем, Тони со своим приятелем Маноло Рэем (Стивен Бауэр) вынужден мыть посуду в латинском ресторанчике, однако довольно быстро им подворачивается выгодное, на первый взгляд, дельце: некий посредник по имени Омар (Мюррей Абрахам) поручает им получить кокаин у заезжих колумбийцев. Маноло с радостью берется за это предложение, но Монтана не настолько наивен, зная о том, что собой представляют колумбийцы, поэтому перед тем, как идти на это дело, он принимает определенные меры предосторожности.
Как и ожидалось, с колумбийцами возникли проблемы. Деньги-то они получить хотели, но кокаин отдавать вовсе не собирались. Эта операция стоила жизни одному из друзей Монтаны, но Тони с Маноло перестреляли всех колумбийцев и сумели получить товар, сохранив при этом чемодан с деньгами. Понимая, какие перспективы открывает перед ним эта операция, Тони отказывается отдать деньги и товар нанявшему их посреднику и требует встречи с боссом. Посреднику, разумеется, ничего не остается, как познакомить Тони и Маноло с боссом Фрэнком Лопесом (Роберт Лоджиа).
И тут начинается стремительная карьера Тони Монтаны в преступном мире Майами. Босс ценит его неустрашимость и стальные нервы, поэтому поручает все более важные дела. Тони же считает, что его карьера только начинается, поэтому, будучи еще довольно мелким членом мафии, он ведет себя, как Большой Босс. Монтане нравится то, как живет Лопес: его дом, машина, ресторан, в котором Лопес торчит почти каждую ночь, а кроме того, Тони очень нравится девка Лопеса Эльвира (Мишель Пфайфер). Тони не то чтобы мечтает о том дне, когда у него самого все это будет - нет, он точно знает, что у него все это будет, причем очень скоро.
Кроме того, у Тони нет рабской преданности к своему боссу. Тони считает Лопеса слизняком, не способным на крупные дела, поэтому только ищет повода, чтобы уйти от Лопеса и начать собственное дело. Такой случай скоро подворачивается. Лопес отправляет Омара вместе с Тони к крупному наркодельцу Алехандро Соса (Пол Шенар), и Тони, хотя у него не было таких полномочий, заключает сделку на очень крупную поставку наркотиков в Майами. Омара во время этих переговоров Соса убивает, так как выясняется, что тот - полицейский осведомитель.
Когда Тони возвращается в Майами, Лопес приходит в бешенство: он вовсе не желает становиться наркоторговцем такого масштаба, прекрасно понимая, что при этом на порядок увеличивается риск получить в лоб пулю от конкурентов. Но Монтане уже малы объемы Лопеса, поэтому он уходит от него и начинает свое собственное крупное дело. Разумеется, Лопес не простит Монтане измены и будет искать любой удобный случай, чтобы убрать своего бывшего подчиненного...
***
"Лицо со шрамом" - ремейк одноименного очень нашумевшего американского фильма 1932 года, поставленного Хауэром Хоуксом. Правда, сценарий "Лица со шрамом" де Пальмы, который написал Оливер Стоун, был очень здорово изменен по сравнению с оригиналом. Однако и там и там речь идет о профессиональном бандите по имени Тони (в фильме 32-го года он итальянец, а не кубинец), который ступил на путь преступления не из-за тяжелого детства или социальных причин, а просто потому что ему нравится убивать людей, а кроме того - это поможет быстро добиться значительных материальных благ. В обоих фильмах Тони питает болезненную любовь к собственной сестре (в фильме 1983 года ее играет Мэри Элизабет Мастрантонио), причем любовь, больше похожую на ревность. И там и там Тони влюбляется в подружку собственного босса и в конце концов забирает ее к себе, собственноручно убив босса. На этом, впрочем, сходство сюжетов заканчивается, поэтому фильмы получились совершенно разные.
Аль Пачино играл Тони Монтану, когда за его плечами на тот момент было уже пять номинаций на Оскар за роли в фильмах "Крестный отец", "Крестный отец II", "Серпико", "Собачий полдень" и "Правосудие для всех". Монтана сыгран просто гениально, причем Аль Пачино в который раз продемонстрировал свой совершенно потрясающий актерский диапазон. Казалось бы, после звездной роли Майкла Корлеоне Пачино остается только копировать найденный образ, однако Монтана получился совершенно другим. И Корлеоне, и Монтана - преступники, но если Майкл Корлеоне - умный, тонкий, образованный стратег, расчетливо выстраивающий "империю Корлеоне", то Монтана - просто животное, в котором нет почти ничего человеческого, и действует он под воздействием инстинктов, а не разума. Да и его безумная любовь к сестре носит извращенный характер и похожа на ревность.
Даже храбрость Монтаны является какой-то изуверской. В первой встрече с колумбийцами старого приятеля Монтаны режут на куски бензопилой, требуя от Монтаны сказать, где спрятаны деньги за наркотики. Монтана может признаться и попытаться таким образом спасти жизнь своему приятелю, но он этого не делает, потому что знает: деньги нельзя выдавать ни под каким видом. Есть четкие звериные законы преступного мира, которые нарушать нельзя, если ты хочешь пробиться на самую вершину. Поэтому твоего приятеля могут резать на куски, но деньги ты должен сохранить. Стоит один раз оступиться, больше по этой дороге тебе не идти. Но стоит проявить себя "крутым парнем", тогда все дороги перед тобой будут открыты.
Его отношения с Эльвирой (кстати Мишель Пфайфер через восемь лет еще раз снимается с Аль Пачино в фильме "Фрэнки и Джонни") тоже лишены намеков на какой-либо романтизм. Монтана, первый раз в жизни увидев у Лопеса роскошную обстановку и дамочку "благородных кровей", рассуждает очень просто: когда-нибудь у меня будет все точно так же, включая телку.
Собственно, так оно и происходит. Эльвира без проблем переселяется к Монтане, хотя знает, что он собственноручно убил ее бывшего любовника. Но ей, в общем-то, наплевать. Ведь она - одуревшая от наркотиков красивая содержанка, которой все равно, какой именно самец оплачивает ее наряды и кокаин.
Что-то человеческое в Монтане проявляется только в один момент фильма, когда он отказывается по просьбе Сосы взорвать машину с неким политиком, борющимся с наркомафией, потому что вместе с политиком в машине едет его жена и две дочки. Но подобные проявления сентиментальности у Монтаны выглядят достаточно гротескно, ведь он поставляет в Америку огромные партии наркотиков, которые свели в могилу от передозировки довольно большое количество аналогичных девочек чуть постарше. Впрочем, в тот момент Монтана уже сам начал довольно активно потреблять кокаин, поэтому переходы от сентиментальности к необузданному гневу и обратно для него вполне естественны.
Резюмирую. Очень сильный фильм, который я считаю одним из лучших творений Де Пальма. В нем совершенно замечательно соединились: великолепный сценарий Оливера Стоуна, безусловное мастерство режиссера (финальная сцена в доме Монтаны потом много раз копировалась другими постановщиками), работа продюсера Мартина Брегмана (он продюсировал все предыдущие фильмы с Аль Пачино, за которые тот получил номинации на "Оскар", начиная с "Крестного отца"), очень запоминающийся саундтрек композитора Джорджо Мородера, но главное - гениальная актерская работа великого Аль Пачино. На мой взгляд, криминальных драм такого уровня было снято очень мало, и "Лицо со шрамом" стоит одной из первых в списке лучших представителей этого жанра.
Нужно ли смотреть? Обязательно! Но следует иметь в виду, что фильм снят очень жестко и реалистично (Де Пальма и сам снимает очень реалистично, а тут еще и сценарий Оливера Стоуна), поэтому не все смогут адекватно воспринять этот фильм, наполненный насилием и жестокостью. Но картина ценна тем, что совершенно честно и достоверно показывает все эти звериные бандитские рыла, а не делает из них романтических лощеных красавчиков, как, например, в "Багси".
www.exler.ru