Источники
Data: 03.05.2010 06:33 |
Автор: AdministratorРежиссер: Стюарт Гордон. В главных ролях: Джеффри Комбз, Брюс Эббот
Главный злодей: Герберт Уэст
Смотреть онлайн: фильм ужасов "Реаниматор"
Название «Реаниматор» уже давно стало именем нарицательным в широких кругах поклонников киноужасов, и, безусловно, для такого положения вещей есть абсолютно все основания, ибо фильм этот — не просто культ, но и самый настоящий шедевр в своем жанре!
А начиналось все в 1984-м году довольно банально — телевидение проявило заинтересованность в серии тридцатиминутных короткометражек по рассказам Говарда Лавкрафта, основным из которых была короткая история «Herbert West». Продвигал эту идею Стюарт Гордон, в то время не особенно известный театральный деятель. Однако телевидение довольно быстро охладело к идее сериала, и тут, очень вовремя, на сцене появился Брайан Юзна, начинающий продюсер, у которого как раз нашлись инвесторы на недорогой проект.
Решив снимать полнометражный кинофильм, Гордон и Юзна взяли за основу небольшую серию рассказов про Герберта Веста и переработали ее в формате сценария, перенеся заодно все действие в «наши дни». Съемочный период у фильма был более чем жесткий — всего 18 дней, поэтому вся съемочная группа и актеры работали, что называется, на износ, чуть ли не сутками без сна и отдыха. Снимать можно было только в студии (экономия средств ;)), поэтому в картине нет ни одного «exterior shot», то бишь эпизода вне здания, снятого «на природе», но самое удивительное, что во время просмотра этого абсолютно не замечаешь, ибо это пошло фильму лишь на пользу! Экономия была, конечно, жесткая, но вот на чем продюсеры предпочли не экономить, так это на специальном гриме и спецэффектах. Для своего времени эффекты фильма были просто великолепны, да и сейчас, по прошествии столького времени, лента до сих пор поражает обилием эффектных «кровавых» кадров и исключительно профессиональной работой гримеров — трупы на экране выглядят «как живые»... ;)
В один из американских университетов на базе стационарной клиники переводится из Швейцарии новый студент — Герберт Вест, работавший с известным профессором Грувером незадолго до смерти последнего. Вскоре Герберт переезжает к самому перспективному студенту курса, Дэну Кейну, которому как раз нужен второй жилец в его небольшой и уютный домик, ибо оплачивать аренду в одиночку он не в состоянии. Вскоре, однако, Дэн сильно пожалеет о таком соседстве, ибо Герберт Вест, помимо своей нелюдимости и «нездорового» чувства юмора, в подвале его дома проводит не совсем «здоровые» эксперименты, а именно — оживляет мертвую плоть... Лишь во благо прогресса науки, разумеется! Однако во всяком деле есть некая черта, на которой стоит остановиться. Для Веста же таких черт не существовало, что и стало первопричиной ужасных событий, которые не заставили себя долго ждать...
Чтобы создать эффективный и эффектный фильм ужасов, недостаточно дать денег специалистам по спецэффектам и ожидать чуда — все грамотно поставленные жанровые фильмы держатся в первую очередь на актерах и режиссерском мастерстве, и лишь на фоне этих аспектов становятся важны спецэффекты, которые сами по себе фильм не делают (за очень редкими исключениями, разумеется). И надо сказать, что актерский состав в «Реаниматоре» подобран просто бесподобно, а Джеффри Комбз, исполнитель роли Веста, после выхода картины моментально стал культовой иконой жанрового кино и, пожалуй, единственным человеком, который снимался в большинстве крупных адаптаций произведений Лавкрафта для большого экрана. Комбз, будучи действительно очень талантливым актером и обладателем необычной, «болезненной» внешности, просто идеально вписался в образ полубезумного, но исключительно талантливого
Герберта Веста, не имеющего никаких нравственных или моральных ограничений и не останавливающегося ни перед чем для достижения цели своей жизни — победы над смертью. Брюс Эббот составляет с Комбзом отличный актерский ансамбль и прекрасно передает характер своего героя, молодого студента-медика, волею судьбы ввязавшегося в безумные эксперименты своего квартиросъемщика и не могущего найти выход из порочного круга ужасных событий, в которых он принимал самое непосредственное участие. Что же касается антагониста этих двух персонажей, властного и чистолюбивого доктора Хилла, то его роль исключительно харизматично исполняет хороший театральный актер Дэвид Гейл, обладающий «классической хаммеровской внешностью», благодаря чему он идеально вписался в общую палитру этой картины, авторы которой всегда были неравнодушны к британской Hammer Films.
Изначально фильм планировали снимать очень «серьезным», эдаким «straight horror movie», однако по ходу работы над сценарием и во время первых дней съемок стало очевидно, что история требует к себе менее прямолинейного подхода и что некоторое количество «черного юмора» фильму вовсе не повредит. И действительно, окончательная версия картины представляет из себя очень эффектный, практически идеальный сплав серьезной истории «в духе Лавкрафта» и оригинального черного юмора, который «работает» в основном благодаря талантливой игре основных актеров и особенно Джеффри Комбза. Однако не стоит думать, что создатели просто спрятались за ширму черного юмора, и как адаптация Лавкрафта этот фильм довольно слабый — совсем наоборот.
Как адаптация работ Лавкрафта, я считаю, данная картина одна из лучших, если не самая лучшая, ибо в ней присутствует сам дух, если угодно — стиль произведений великого писателя, которые со временем не стареют и актуальны даже в наши дни, ибо основа ужаса во все времена одинакова — человеческая психика.
Выйдя на широкие экраны в 1985-м году, фильм не только получил восторженные отзывы критики (мэйнстримовой критики, хочется отметить!), но и стал одним из самых серьезных коммерческих успехов Empire Pictures. (Что, впрочем, не спасло ее от банкротства через некоторое время, в результате чего она переродилась в известный direct-to-video трэш-конвейер под названием Full Moon Pictures, который худо-бедно работает и до сих пор.)
Благодаря своим очевидным достоинствам и качеству, фильм очень быстро завоевал сердца многочисленной армии поклонников и стал не только настоящим культом и шедевром в своем жанре, но еще и эталоном качества для всех последующих адаптаций Лавкрафта вообще, и зомби-фильмов в частности. И если у большинства режиссеров дебют обычно соответствует известной поговорке «первый блин комом», то в данном случае все с точностью до наоборот, многие считают, что Стюарту Гордону до сих пор не удалось «переплюнуть» свою дебютную постановку, хотя этот человек поставил еще немало хороших фильмов.
Очевидно, что успех этого проекта просто взывал к своим продюсерам продолжить начинание, и в 1990-м году оно было продолжено — Брайн Юзна, продюсер первой части, на этот раз взял в свои руки не только чековую книжку инвесторов, но и режиссерский мегафон, и поставил продолжение «Реаниматора» под трэш-названием «Невеста Реаниматора» (The Bride Of Re-Animator), снова собрав на площадке основных действующих лиц первой части. И надо сказать, что сиквел получился практически ничем не хуже оригинала, только намного более кровавым, но с неизменным черным юмором. Как сиквел, «Невеста» исключительно хороша, но фильм не теряет почву под ногами и при рассмотрении в отрыве от оригинала, что говорит об очень высоком уровне картины.
Одним словом, «Реаниматор» — это не только культовая классика, которую обязаны знать все без исключения любители кинематографа вне зависимости от их жанровых предпочтений, но и одна из лучших (если не лучшая) адаптаций произведений великого американского писателя Говарда Лавкрафта для большого экрана. Смотреть и любить обязательно!
P.S. Если при просмотре начальных титров фильма вы подумаете, что основная музыкальная тема картины вам до боли знакома, но не можете вспомнить где вы ее слышали, то не удивляйтесь — это просто переработанная тема из фильма Хичкока «Psycho»... ;)
www.cult-cinema.ru