Источники
Data: 02.05.2010 01:15 |
Автор: Administrator«Пси́хо», или «Психо́з» (Psycho, более точный перевод — «Псих») — психологический триллер Альфреда Хичкока (1960), традиционно причисляемый к вершинам творчества Хичкока и жанра в целом.
Основной злодей:
Норман Бейтс
Смотреть:
Психологический триллер "Психо"
Вольная экранизация одноименного романа Роберта Блоха. Это первый за много лет фильм Хичкока, снятый в монохроме. Старые художественные коды американской готики трансформированы режиссёром в новый жанровый сплав, замешанный на психоанализе и близкий скорее к фильму ужасов, чем к классическому триллеру. Атмосферу тревоги и нервозности («саспенса») искусно дополняет саундтрек композитора Бернарда Херрманна. Главные роли сыграли Энтони Перкинс и Джанет Ли.
Молодая женщина Мэрион Крэйн (Джанет Ли) похищает 40 тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Она не задумывала это преступление, похищение вышло спонтанно. Мэрион просто хочет уехать из города и начать новую жизнь со своим любовником. Во время бегства, устав от стресса и вождения автомобиля, она решает свернуть с шоссе и провести ночь в уединённом мотеле, где полиция вряд ли найдёт её. Однако, здесь её поджидает более страшное наказание. Мотелем управляет Норман Бэйтс (Энтони Перкинс) — юноша, страдающий раздвоением личности: временами в нём оживает его горячо любимая но уже давно умершая мать. Норман испытывает влечение к Мэрион, но его «мать» категорически протестует против чувств сына. Она требует от Нормана отстраниться от Мэрион, а получив отказ, решает убить девушку и осуществляет свой замысел в ванной, пока та моется (эта сцена убийства в ванной, сопровождаемая пронзительными звуками, является одной из самых известных сцен в мировом кинематографе). В это время, по следам Мэрион направляется частный детектив Милтон Арбогаст, которому предстоит постепенно раскрыть жуткую тайну Нормана Бейтса, но не донести ее до находящихся в смятении любовника Мэрион и её сестры, ибо Норман убивает и Арбогаста. В конце концов, сестре и бывшему любовнику удается запутать Нормана и задержать его. Лишь в этот момент выясняется, что мать Нормана давным-давно умерла и что владелец мотеля бережно сохранял её иссохший труп, посаженный в кресло в одной из комнат особняка, расположенном недалеко от мотеля.
Интересные факты
Франсуа Трюффо в интервью с Хичкоком подметил, что повествовательная линия «Психо» выстроена таким образом, чтобы вести от проступков к преступлениям. За невинным адюльтером следует растрата, затем — двойное убийство, а его причиной оказываются психические отклонения главного героя.
В знаменитой сцене убийства в ванной пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть — это звук ножа, втыкающегося в дыню. Сама же сцена снималась с 17 декабря по 23 декабря 1959 года, причём снималась вообще без участия Перкинса (он в этот момент уехал в Нью-Йорк). Сцена имела около 90 склеек при монтаже.
Альфред Хичкок купил у Роберта Блоха права на экранизацию его романа анонимно и всего за 9 тысяч долларов. А затем Хичкок до премьеры скупил столько экземпляров романа, сколько смог найти, чтобы сохранить концовку фильма в тайне.
Одна из причин, почему Хичкок решил снять фильм на чёрно-белую плёнку, — это решение не делать фильм слишком кровавым. Другой причиной была экономия.
Роль крови в фильме исполнял шоколадный сироп.
Полное имя сумасшедшего убийцы — Норман Фрэнсис Бэйтс. Его хобби — набивание чучел птиц — правильно называется таксидермией.
Как всегда в фильмах Хичкока, в «Психозе» можно заметить камео режиссёра — примерно на седьмой минуте фильма он стоит в ковбойской шляпе у окон офиса Мэрион.
Весь саундтрек фильма исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах.
В основе фильма лежит история подлинного маньяка из Висконсина Эда Гайна (а позднее этот сюжет использовали авторы «Техасской резни бензопилой»).
Перкинс получил за роль гонорар ровно в 40 тысяч долларов, а композитор Херрманн получил 34 501 долларов, что в 2 раза выше его изначальной ставки — так Хичкок решил вознаградить Херрманна за потрясающую музыку к фильму.
Норман в знаменитой сцене в душе нанес 12 ударов ножом.
В 1983, 1986 и 1990 гг. были сняты фильмы «Психо 2», «Психо 3» и приквел «Психо 4: Начало».
Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария.
Строительство особняка «под мотель Бейтса» обошлось в 15 тыс. долларов.
После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза с суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека расширяются после смерти. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
Награды и номинации
Бюджет фильма составил 806 947 долларов, а сбор с проката более 40 миллионов долларов.
Награды
1961 — Премия Эдгара Аллана По
Лучший художественный фильм — Джозеф Стефано, Роберт Блох
1961 — Премия Золотой глобус
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Номинации
1961 — Премия «Оскар»
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Лучшая работа художника-постановщика в чёрно-белом фильме — Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy), Джордж Майло (George Milo)
Лучшая операторская работа — Джон Расселл
Лучшая режиссура — Альфред Хичкок