Источники
Data: 11.04.2010 04:37 |
Автор: Administrator
Главные злодеи:
Чужой
Киборг Эш
Герои:
Эллен Рипли
Сюжет
Космический буксир «Ностромо» транспортирует к Земле груз руды. Команда погружена в анабиоз. Когда автоматика корабля переводит анабиозные камеры в режим пробуждения, члены экипажа поначалу полагают, что рейс окончен и корабль находится вблизи Земли. Однако обнаруживается, что «Ностромо» находится в системе ζ-2 (Дзета Сетки) созвездия Сетки возле неизвестной планеты. Компьютер корабля прервал рейс, получив с этой планеты регулярный радиосигнал, и теперь в соответствии с основными инструкциями команда обязана найти и исследовать источник сигнала.
На мостике инопланетного корабля.
Экипаж отстыковывает основной корабль от груза, оставив тот на орбите, и спускается на поверхность планеты. К источнику сигнала отправляются капитан Даллас, его помощник Кейн и штурман Ламберт. Они обнаруживают колоссальную конструкцию, оказавшуюся потерпевшим крушение инопланетным звездолётом. На корабле астронавты находят труп пилота, который погиб в своем кресле, словно взорвавшись изнутри. Исследуя корабль, Кейн спускается в его нижнюю часть и находит в колоссальном по объему трюме нечто похожее на кладку яиц. После того, как Кейн трогает одно из яиц, оно раскрывается и на Кейна выпрыгивает неизвестное паукообразное существо, которое прожигает шлем его скафандра и присасывается к лицу.
Даллас и Ламберт относят находящегося в бессознательном состоянии Кейна к челноку, на мостике которого дежурит Рипли. Узнав, что Кейн поражён неизвестным биологическим организмом, Рипли, как офицер безопасности, отказывается пустить группу на борт, следуя требованию устава об обязательном суточном карантине, не подчиняясь даже приказу капитана Далласа. Однако Эш игнорирует решение Рипли и вопреки правилам вручную открывает шлюз, чтобы впустить команду.
После возвращения на «Ностромо» Эш и Даллас проводят первичное исследование и выясняют, что инопланетный организм удерживает Кейна в состоянии комы. Снять организм не представляется возможным — он прочно держится за кожу лица и шею, а при попытке отрезать "палец" инопланетного паука выясняется, что его кровь, соединяясь с воздухом, образует сильную органическую кислоту, которая прожигает внутренние перекрытия корабля на несколько уровней.
Через некоторое время после старта «Ностромо» с планеты LV-426 Эш обнаруживает, что странное существо освободило Кейна и погибло. Кейн приходит в себя, экипаж готовится снова лечь в криокамеры, но во время «праздничного ужина» у Кейна начинается приступ. Он опрокидывается на стол и из его тела, пробивая грудную клетку, выбирается небольшое, похожее на змею, существо. Паркер хватает нож, чтобы убить его, но Эш его останавливает. В это время существо быстро покидает помещение и скрывается в недрах огромного корабля.
Сигурни Уивер в фильме «Чужой».
После похорон Кейна (заключавшихся в запуске тела, завернутого в саван, в открытый космос), Даллас и другие члены экипажа отправляются на поиски существа, однако путают с ним Джонса (кот экипажа корабля). За это время маленькое змееподобное существо сбросило кожу и выросло во взрослую особь, которая больше и гораздо сильнее человека. Брэтт решает найти кота, отбивается от группы и его убивает уже взрослый Чужой.
Даллас решает отправиться с огнемётом в вентиляционную систему буксира, пытаясь загнать Чужого к шлюзу и выкинуть в космос, но погибает из-за несовершенства локаторной системы, не позволившей засечь правильное направление приближения к нему инопланетного монстра. Командование «Ностромо» и доступ к бортовому компьютеру переходит к лейтенанту Рипли. Она обнаруживает, что у компьютера есть скрытые сверхприоритетные инструкции — «приказ 935» - изменить курс «Ностромо», исследовать новую форму жизни и доставить образцы на Землю, даже если придётся пожертвовать экипажем. Рипли решает эвакуировать команду с корабля и уничтожить «Ностромо». Медик Эш, который оказывается синтетическим человеком, пытается убить Рипли — уничтожение Чужого для него недопустимо; однако пришедшие ей на помощь Паркер и Ламберт выводят синтетического человека из строя. Позже, запустив компьютерное оборудование Эша, находящееся в его голове, Рипли учиняет тому допрос, но Эш ничем не обнадеживает людей: шансов у них против универсального паразита, способного выжить при любой атмосфере и в любых условиях, да еще и с кислотой вместо крови, нет.
Ламберт и Паркер переносят в спасательную капсулу необходимые приборы и запасы, а Рипли отправляется в рубку, чтобы запустить процедуру самоуничтожения корабля. Чужой нападает на Ламберт и Паркера, убивает их и перекрывает Рипли путь к спасательной капсуле. На отмену запущенной процедуры самоликвидации корабля уже не остаётся времени, и единственный шанс спастись для Рипли — покинуть корабль. Рипли всё же пробирается в спасательную капсулу, захватив с собой кота Джонса, и успевает отойти на ней от «Ностромо» до того, как корабль взрывается.
Готовясь к погружению в криосон, Рипли обнаруживает проникнувшего в капсулу Чужого. Он все это время мирно спал, спрятавшись среди оборудования челнока. Ей удаётся надеть скафандр, разгерметизировать капсулу, выгнать Чужого из его укрытия и вытолкнуть с помощью гарпунного ружья за борт. Рипли выбрасывает ружьё, но шлюз капсулы в последний момент блокирует трос, на котором держится Чужой. Он пытается забраться в сопло, но Рипли запускает двигатели капсулы и Чужого выбрасывает в космос.
Рипли, взяв с собой кота Джонса, ложится в анабиозную камеру. Анабиоз должен продлиться до тех пор, пока спасательная капсула не будет обнаружена.
Происхождение
* Первым рабочим названием фильма было «Звёздный зверь» (англ. Star Beast), но оно разонравилось сценаристу, так как многократно упоминалось в других произведениях. В итоге название фильма было изменено на «Чужой», обозначающее одновременно существительное и прилагательное.
* Первоначально предполагалось, что режиссёром фильма станет Уолтер Хилл.
* С самого начала персонажам подбирались такие фамилии, чтобы их могли носить и мужчины, и женщины. В ранней версии сценария Рипли была мужчиной.
* В версии сценария Дэна О’Бэннона не было Эша. Он появился в сценарии сначала как обычный человек, но затем, по предложению продюсеров Уолтера Хилла и Дэвида Гайлера, его сделали роботом-синтетом.
* На роль лейтенанта Рипли сначала была приглашена Вероника Картрайт.
* Разработку внешнего облика Чужого и интерьеров инопланетного звездолёта делал известный швейцарский художник Г. Р. Гигер. Его концепции по мере подготовки несколько раз пересматривались из-за их откровенно выраженного сексуального характера.
* Идея, что кровь Чужого может иметь свойства кислоты, принадлежит художнику Рону Коббу.
* Первоначально предполагалось, что звездолёт будет называться «Снарк». Затем он был переименован в «Левиафан» и лишь затем стал «Ностромо» (аллюзия на одноимённый роман Джозефа Конрада).
Съёмки
* Когда студия 20th Century Fox ознакомилась со сделанной Ридли Скоттом поэпизодной раскладкой фильма, производственный бюджет проекта был сразу же увеличен в два раза.
* Во время съёмок фильма Ридли Скотт добился подчёркнутой естественности персонажей в том числе благодаря тому, что дал возможность актёрам импровизировать свои диалоги.
* Для изготовлении лицевой части маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
* Механизированную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди.
* Для съёмок была изготовлена модель Чужого и два костюма, в одном из которых снимался двухметровый масай Боладжи Бадеджо, а во втором, более гибком, снимался каскадёр Эдди Пауэлл.
* При съёмках была опробована и отвергнута идея сделать Чужого прозрачным или полупрозрачным.
* Сцена, в которой чужой вылезает из груди Кейна, не была предварительно описана актёрам в деталях. Вероника Картрайт не знала, например, что на неё струёй брызнет кровь, и её реакция в кадре была совершенно непроизвольной. Сцена была снята на четыре камеры за один дубль.
* По слухам, Ридли Скотт хотел снять гораздо более мрачный финал, в котором Чужой убивал Рипли, садился в пилотское кресло и начинал вызывать Землю её голосом.
* Первоначально смонтированный вариант фильма длился 3 часа 12 минут.
* У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Поэтому для достижения видимости гигантских пространств в этих сценах были задействованы дети.
* Модели корабля «Ностромо» были сделаны из дерева, оргстекла и пластмассы, а их детали взяты из сборных наборов бомбардировщиков и танков Второй Мировой войны, из различных пластмассовых форм, которые поставляет для любителей моделирования компания EMA, также было использовано 200 наборов для создания американских космических шаттлов и двадцать наборов TIE-истребителей и столько же наборов с моделями R2-D2 из «Звездных войн». Эти самые 200 наборов от шаттла использовали для создания двигателя «Ностромо» (использованы топливные баки), который появляется на несколько секунд в конце фильма. Всего были сделаны три модели «Ностромо»: средняя для средних и общих планов (длиной 1,2 метра), маленькая для видов сзади и показа тягача в масштабе с заводом (30 см) и самая большая для сцен отлета от завода и приземления на планетоид (около четырех метров в длину — для крупных планов).
* Разрушение робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, и когда голова робота повисла рядом с телом, он просто двигая руками бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе — это голова актера Иена Холма (Ian Holm) «впаяна» в стол, в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое актер выплевывал перед тем, как начать говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока вместо крови.
* В фильме снималось четыре одинаковых кота. Для сцены, в которой кот сначала выходит навстречу персонажу Гарри Дина Стэнтона (Harry Dean Stanton), а потом начинает шипеть, видя чужого сзади, снималась с участием собаки, которую сначала закрыли от кошачьих глаз, а потом неожиданно убрали загородку.
Интересные факты
* Альфред Ван Вогт выдвинул против создателей фильма судебный иск, обвинив их в заимствовании сюжета его рассказа «Discord in Scarlet» (1939), но проиграл слушания.
* В 2002 году фильм был внесен в Национальный Реестр Фильмов США в Библиотеке Конгресса как обладающий высокой художественной ценностью.
* В 2003 году выпущена режиссёрская версия фильма, в которой были добавлены несколько существенных сцен — например, сцена, в которой Ламберт нападает с кулаками на Рипли, после того как та не хотела впускать её с Далласом и Кейном на шаттл; сцена, в которой Рипли находит Далласа, вмурованного в «гнездо» Чужого, и сжигает его струёй из огнемёта, и другие.
* Некоторые повадки и характеристики чужих пересекается с фильмом «Мерзость»: инфицирование через ротовую полость, инкубация в теле, выход через живот/грудную клетку.
* Упоминание фильма есть в книге Артура Кларка "2010: Одиссея-два" (1982). В момент исследования затерянного корабля прошлой экспедиции "Дискавери" астронавт Курноу в шутку советует своему товарищу Браиловскому "не гоняться за корабельным котом, что бы ни произошло", памятуя о просмотренном неделю назад на борту корабля фильме. По словам героя, фильм был намеренно подсунут экипажу главврачом Катериной Руденко "для испытания психической устойчивости".
* В сцене отстыковки тягача перед спуском на LV-426 показано то же изображение на экране компьютерного монитора, что и в другом фильме Р. Скотта "Бегущий по лезвию" (сцена взлета в полицейской машине Декарда и Гаффа в начале фильма).
* Первый набросок "Чужого" был сделан Гигером сразу после предложения поучаствовать в создании инопланетного существа. Это происходило в кафе, и единственной бумагой попавшейся вруки, оказалась салфетка.
Премии
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне (1979), премия «Серебряная раковина»:
-Лучшая операторская работа и спецэффекты
Премия Американской киноакадемии («Оскар»):
-Лучшие визуальные эффекты.
Премия Американской академии кинофантастики («Сатурн»):
-Лучший научно-фантастический фильм
-Лучший кинорежиссёр (Ридли Скотт)
-Лучшая актриса в роли второго плана (Вероника Картрайт)
Премия британской киноакадемии:
-Лучший саундтрек
-Лучшая работа художника-постановщика
Премия «Хьюго»:
-Лучшая постановка
Премия «Золотой Глобус»:
-Лучшая музыка к фильму (Джерри Голдсмит)
Режиссер: Ридли Скотт
Автор сценария: Дэн О’Бэннон
В ролях:
Боладжи Бадеджо — Чужой, антагонист фильма.
Сигурни Уивер — Эллен Рипли, уорэнт-офицер корабля «Ностромо». Рипли является протагонистом фильма.
Том Скерритт — Даллас, капитан космического корабля «Ностромо».
Джон Хёрт — Кейн, помощник капитана.
Вероника Картрайт — Ламберт, штурман.
Гарри Дин Стэнтон — Брэтт, механик.
Иэн Холм — Эш, ответственный за научные исследования на корабле. Синтетический человек. Отправлен на корабль «Ностромо» для того чтобы доставить Чужого для исследования.
Яфет Котто — Паркер, главный инженер.
Элен Хортон — голос бортового компьютера «Ностромо». Экипаж корабля обращается к нему «мама».
По материалам: www.ru.wikipedia.org